Новости » Новости медицины
Пустой взгляд умного ответа
Блуждающий взгляд - не признак неуверенности в ответе, а просто признак поиска решения.
13.09.2006г. |
Блуждающий взгляд - не признак неуверенности в ответе, а просто признак поиска решения. А попытка добиться от ребёнка твёрдого взгляда ?глаза в глаза? может довести его до нервного срыва. Поэтому шотландские психологи настаивают на обучении детей ?блуждающему взгляду?. По мнению российских коллег, такое принуждение тоже может сбить ребёнка с толку.
Рассеянный, пустой взгляд, блуждающий по сторонам, ? верный признак внимания и стремления сосредоточиться. Поэтому нельзя принуждать людей (особенно детей) смотреть на собеседника во время ответов на сложные вопросы (например, при решении задач). К такому выводу пришли психологи из Университета Стерлинга (Шотландия) после серии экспериментов над детьми и взрослыми.
Своими рекомендациями исследователи поделились на днях на Фестивале науки в Норвиче.
Они полагают, что при изложении какого-либо сложного материала для взрослых и детей правильнее и нормальнее отводить глаза, пристально и бесцельно рассматривая вид из окна или узор на ковре. Такая тактика позволяет мозгу сконцентрироваться.
Учёные обучили группу из 25 пятилеток отводить взгляд, когда им задают вопрос. Эффект не замедлил последовать и выразился в существенном увеличении правильных ответов при устном счете.
Руководитель работы Гвинет Доэрти-Снеддон отказалась рассказать о деталях эксперимента, так как отчет о нём проходит предпечатную подготовку в British Journal of Developmental Psychology. Однако добавила, что последующие эксперименты с той же группой испытуемых показали: одновременный взгляд на человеческое лицо и обдумывание математического упражнения порой настолько сложно, что сочетание может вызвать даже физиологическую реакцию.
Аналогичная картина наблюдается и у взрослых. В одном из опытов около 30 взрослых должны были решить задачу, требующую концентрации. Например, посчитать от 100 в обратном порядке, отнимая всякий раз по 7. И комбинация умственных усилий с эмоциональным замешательством заставляла участников эксперимента буквально обливаться потом. По словам Доэрти-Снеддон, самое сильное потоотделение наблюдалось у мужчин, которых тестировали женщины.
Лицо содержит такое количество эмоционально окрашенной информации, что старание отгородиться от этого потока мешает нам думать ясно, считает исследовательница. Так что сама она теперь настаивает на том, чтобы ее дети не смотрели на нее, когда Гвинет помогает им выполнять школьные домашние задания.
Как пояснили профессиональные психологи, методик для повышения концентрации внимания существует множество. Как правило, все они основаны на исключении влияния фоновых раздражителей, к которым можно отнести посторонние шумы, яркие детали интерьера, эмоционально окрашенные объекты и т. п. В данном случае лицо человека, значимой фигуры, учителя для 5-летнего ребенка можно считать очень сильным раздражителем, равно как и лицо женщины для мужчины-тестируемого.
Однако не стоит говорить о значимости такого раздражителя в целом, так как в данном случае большую роль влияет статусно-ролевая позиция субъекта, участвовавшая в эксперименте.
В любом случае лицо учителя, интервьюера, начальника ? это не то же самое, что и лица менее значимых фигур. В основном потому, что от основного собеседника испытуемый ждет обратной связи ? мимики, контакта глаз и прочих эмоциональных проявлений. Принудительное же отведение взгляда (которому учила детей группа Доэрти-Снеддон) чревато таким же рассеиванием внимания, так как испытуемый будет пытаться контролировать еще и свое поведение.
Тем не менее блуждающий бессистемно взгляд, не фокусирующийся на конкретных предметах, ? отличный способ отвлечься от раздражителей, немного успокоиться, собраться и действительно бросить все силы на решение задачи, пишет gazeta.ru.
Рассеянный, пустой взгляд, блуждающий по сторонам, ? верный признак внимания и стремления сосредоточиться. Поэтому нельзя принуждать людей (особенно детей) смотреть на собеседника во время ответов на сложные вопросы (например, при решении задач). К такому выводу пришли психологи из Университета Стерлинга (Шотландия) после серии экспериментов над детьми и взрослыми.
Своими рекомендациями исследователи поделились на днях на Фестивале науки в Норвиче.
Они полагают, что при изложении какого-либо сложного материала для взрослых и детей правильнее и нормальнее отводить глаза, пристально и бесцельно рассматривая вид из окна или узор на ковре. Такая тактика позволяет мозгу сконцентрироваться.
Учёные обучили группу из 25 пятилеток отводить взгляд, когда им задают вопрос. Эффект не замедлил последовать и выразился в существенном увеличении правильных ответов при устном счете.
Руководитель работы Гвинет Доэрти-Снеддон отказалась рассказать о деталях эксперимента, так как отчет о нём проходит предпечатную подготовку в British Journal of Developmental Psychology. Однако добавила, что последующие эксперименты с той же группой испытуемых показали: одновременный взгляд на человеческое лицо и обдумывание математического упражнения порой настолько сложно, что сочетание может вызвать даже физиологическую реакцию.
Аналогичная картина наблюдается и у взрослых. В одном из опытов около 30 взрослых должны были решить задачу, требующую концентрации. Например, посчитать от 100 в обратном порядке, отнимая всякий раз по 7. И комбинация умственных усилий с эмоциональным замешательством заставляла участников эксперимента буквально обливаться потом. По словам Доэрти-Снеддон, самое сильное потоотделение наблюдалось у мужчин, которых тестировали женщины.
Лицо содержит такое количество эмоционально окрашенной информации, что старание отгородиться от этого потока мешает нам думать ясно, считает исследовательница. Так что сама она теперь настаивает на том, чтобы ее дети не смотрели на нее, когда Гвинет помогает им выполнять школьные домашние задания.
Как пояснили профессиональные психологи, методик для повышения концентрации внимания существует множество. Как правило, все они основаны на исключении влияния фоновых раздражителей, к которым можно отнести посторонние шумы, яркие детали интерьера, эмоционально окрашенные объекты и т. п. В данном случае лицо человека, значимой фигуры, учителя для 5-летнего ребенка можно считать очень сильным раздражителем, равно как и лицо женщины для мужчины-тестируемого.
Однако не стоит говорить о значимости такого раздражителя в целом, так как в данном случае большую роль влияет статусно-ролевая позиция субъекта, участвовавшая в эксперименте.
В любом случае лицо учителя, интервьюера, начальника ? это не то же самое, что и лица менее значимых фигур. В основном потому, что от основного собеседника испытуемый ждет обратной связи ? мимики, контакта глаз и прочих эмоциональных проявлений. Принудительное же отведение взгляда (которому учила детей группа Доэрти-Снеддон) чревато таким же рассеиванием внимания, так как испытуемый будет пытаться контролировать еще и свое поведение.
Тем не менее блуждающий бессистемно взгляд, не фокусирующийся на конкретных предметах, ? отличный способ отвлечься от раздражителей, немного успокоиться, собраться и действительно бросить все силы на решение задачи, пишет gazeta.ru.
Тематические новости