Новости » Новости медицины
Можно ли вырастить лидера?
26.07.2004г. |
Нет таких родителей, которые не мечтали бы о таких качествах своего ребенка, как решительность, умение добиваться своего, убеждать других, вести их за собой, пользуясь своим непререкаемым авторитетом. Американская модель харизматической личности лидера прочно прижилась на нашей почве. Любая мать с плохо скрываемой гордостью, будет рассказывать о том, что ее Вася, Петя, Катюша едва придя в детский коллектив, сразу стала лидировать.
Кстати та же самая мама продолжает требовать от своего чада полного подчинения, послушания в доме, чтобы он был этаким беcпроблемным пай-мальчиком, отличником, гордостью родителей. А ведь эти требования, мягко говоря, не совместимы. Одно из основных качеств лидера - ему тесны любые режимные рамки, стандартные наборы правил поведения, он хочет (и может!) сам принимать решения и отвечать за них. Но вернемся к маленьким лидерам, проявляющим свою сущность чуть ли не с пеленок - все же это их качество - предмет тайной гордости родителей.
Но не спешите радоваться, видя как ваш ненаглядный ребенок верховодит ватагой сверстников, громко раздает команды и увлекает собственным примером на какое-нибудь <полезное> дело, то есть явно проявляет лидерские качества. Оказывается, среди детей, даже с большей остротой, чем у взрослых проявляется деление на лидеров и псевдолидеров или <якалок> (от слова <я>), как их остроумно назвали в одной из книг по психологии для родителей. И соотношение настоящих лидеров и <якалок> в возрасте до 8 - 10 лет примерно равное. Будет совсем не плохо, если вы, сняв розовые очки гордости за своего малыша, все же разберетесь, кто же он: лидер или псевдолидер. Зачем? Да хотя бы потому, что дети к 10 годам, а то и раньше, сами прекрасно начинают видеть и чувствовать эту разницу. А вашего ребенка может постигнуть сильнейшее разочарование, чреватое озлобленностью, ударом по самооценке и кучей вновь приобретенных комплексов.
Понять, действительно ли ваш ребенок - лидер, не просто, так как на первых порах, в дошкольных группах <якалки>, и вправду, лидируют. Но постепенно, возрастная проницательность малышей, с одной стороны, и беспомощность псевдолидеров, с другой стороны, оттесняют последних и выдвигают в центр внимания настоящих лидеров.
Давайте разберемся кто же такие <песевдолидеры>, <якалки>, почему они в начале оказываются-таки в центре внимания сверстников, которые, разобравшись, очень быстро свергают их с пьедестала. <Якалка> очень хочет быть в центре внимания, душой компании, но, увы, не может долго удерживать свои позиции по целому ряду причин. Прежде всего такие дети почти всегда - эгоисты и эгоцентристы. Безусловно, до определенного возраста все малыши обладают этим качеством, но, но далеко не все сохраняют его до более позднего времени, вырастают из эгоизма, как из детских штанишек. <Якалки> - эгоисты устойчивые, не расстающиеся с этим качеством долгое время, порой до конца жизни. Как следствие эгоизма - нежелание и неумение думать о чем-то или о ком-то, кроме собственных нужд и собственной персоны. Следующее качество псевдолидера - обидчивость, когда в любом поступке или в словах видится посягательство на его самолюбие. Основной метод воздействия псевдолидера на сверстников - конфликт, ссора, где дозволены любые методы, физические, в том числе. А еще <якалка> очень боится конкуренции, поэтому никакую инициативу, попытку быть в чем-то лучше, чем он - не допустит. Внутренне псевдолидер очень неуверен в себе, боится поражения, боится быть смешным и неудачливым. Отсюда и все вышеописанные качества. Плюс к этому - он трусишка. Боится неожиданностей, перемены обстановки, ситуаций, где нужно быстро принимать решения. В такие моменты он просто <буксует>, теряет всю свою уверенность, прикрываясь лишь агрессией. Понятно, что общаться с таким <якалкой> можно только подчиняясь. По большому счету, псевдолидер и вовсе не умеет общаться, а сверстники разберутся в этом очень быстро.
Не очень лицеприятное описание, не правда ли? Но не все так печально. Ребятишки - <якалки> могут быть очень милыми и обладать массой достоинств, если бы не их слабое место: они очень хотят быть в центре, командовать, принимать уверения в своей исключительности. Если вовремя подключится, то родители могут облегчить своему ребенку будущее, которое неизбежно принесет им разочарование, обиду на друзей и непонимание, почему же они все от него отвернулись, перестали признавать за главного? Для начала разберитесь в ситуации и перестаньте выдавать желаемое за действительное. Присмотритесь, как ваш ребенок общается. Если вы увидели, что у него есть все задатки, чтобы стать псевдолидером, то самое время предпринять некоторые шаги.
Во-первых, постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что ведомым быть тоже неплохо, и вовсе не обязательно быть ведущим, Можно привести несколько жизненных примеров, где лидер, действительно, вынужден опираться на тех, кто рядом, и без их поддержки ему пришлось бы туго. Во-вторых, необходимо постепенно формировать у малыша чувство группы, чувство того, что тот, кто рядом - очень важен. <Якалки>, как мы уже говорили - глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. Ему важно увидеть, понять, что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами. И самое главное - успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый внес свою лепту. В-третьих, надо помогать ребенку справляться со своей неуверенностью: <Не получилось сразу, потерпи, не злись и не обижайся, попробуй еще раз, у тебя обязательно получится!>. И наконец, очень полезны бывают придуманные вами сказки, рассказы, своеобразные психологические этюды, в которых главный герой (например, медвежонок, или щенок) тоже <якалка>, с которой все отказались дружить. Пусть этот герой в вашем рассказе совершает похожие поступки - хочет быть первым на соревнованиях, а приходит последний, хочет идти первым по дорожке, побежал вперед и вдруг остался один - другие куда-то свернули и так далее, примеры подскажет сама жизнь. Только не пытайтесь после рассказа в виде резюме читать нотации, выносить приговор главному герою. Лучше вместе с ребенком займитесь коллективным творчеством: пусть он сам придумает выход из создавшейся неприятной ситуации, расскажет, что по его мнению, чувствует медвежонок и как ему надо поступить.
Малышу на первых порах будет трудно самому понять, что же происходит, какие его качества мешают ему общаться так, как он хочет. Помогите ему. Не исключено, что из псевдолидера он превратится в настоящего лидера. Вполне возможно, что этого и не случится, ничего страшного, кому как ни нам, взрослым, знать, что каждый хорош на своем месте.
Автор: Елена Щербакова, психолог
Кстати та же самая мама продолжает требовать от своего чада полного подчинения, послушания в доме, чтобы он был этаким беcпроблемным пай-мальчиком, отличником, гордостью родителей. А ведь эти требования, мягко говоря, не совместимы. Одно из основных качеств лидера - ему тесны любые режимные рамки, стандартные наборы правил поведения, он хочет (и может!) сам принимать решения и отвечать за них. Но вернемся к маленьким лидерам, проявляющим свою сущность чуть ли не с пеленок - все же это их качество - предмет тайной гордости родителей.
Но не спешите радоваться, видя как ваш ненаглядный ребенок верховодит ватагой сверстников, громко раздает команды и увлекает собственным примером на какое-нибудь <полезное> дело, то есть явно проявляет лидерские качества. Оказывается, среди детей, даже с большей остротой, чем у взрослых проявляется деление на лидеров и псевдолидеров или <якалок> (от слова <я>), как их остроумно назвали в одной из книг по психологии для родителей. И соотношение настоящих лидеров и <якалок> в возрасте до 8 - 10 лет примерно равное. Будет совсем не плохо, если вы, сняв розовые очки гордости за своего малыша, все же разберетесь, кто же он: лидер или псевдолидер. Зачем? Да хотя бы потому, что дети к 10 годам, а то и раньше, сами прекрасно начинают видеть и чувствовать эту разницу. А вашего ребенка может постигнуть сильнейшее разочарование, чреватое озлобленностью, ударом по самооценке и кучей вновь приобретенных комплексов.
Понять, действительно ли ваш ребенок - лидер, не просто, так как на первых порах, в дошкольных группах <якалки>, и вправду, лидируют. Но постепенно, возрастная проницательность малышей, с одной стороны, и беспомощность псевдолидеров, с другой стороны, оттесняют последних и выдвигают в центр внимания настоящих лидеров.
Давайте разберемся кто же такие <песевдолидеры>, <якалки>, почему они в начале оказываются-таки в центре внимания сверстников, которые, разобравшись, очень быстро свергают их с пьедестала. <Якалка> очень хочет быть в центре внимания, душой компании, но, увы, не может долго удерживать свои позиции по целому ряду причин. Прежде всего такие дети почти всегда - эгоисты и эгоцентристы. Безусловно, до определенного возраста все малыши обладают этим качеством, но, но далеко не все сохраняют его до более позднего времени, вырастают из эгоизма, как из детских штанишек. <Якалки> - эгоисты устойчивые, не расстающиеся с этим качеством долгое время, порой до конца жизни. Как следствие эгоизма - нежелание и неумение думать о чем-то или о ком-то, кроме собственных нужд и собственной персоны. Следующее качество псевдолидера - обидчивость, когда в любом поступке или в словах видится посягательство на его самолюбие. Основной метод воздействия псевдолидера на сверстников - конфликт, ссора, где дозволены любые методы, физические, в том числе. А еще <якалка> очень боится конкуренции, поэтому никакую инициативу, попытку быть в чем-то лучше, чем он - не допустит. Внутренне псевдолидер очень неуверен в себе, боится поражения, боится быть смешным и неудачливым. Отсюда и все вышеописанные качества. Плюс к этому - он трусишка. Боится неожиданностей, перемены обстановки, ситуаций, где нужно быстро принимать решения. В такие моменты он просто <буксует>, теряет всю свою уверенность, прикрываясь лишь агрессией. Понятно, что общаться с таким <якалкой> можно только подчиняясь. По большому счету, псевдолидер и вовсе не умеет общаться, а сверстники разберутся в этом очень быстро.
Не очень лицеприятное описание, не правда ли? Но не все так печально. Ребятишки - <якалки> могут быть очень милыми и обладать массой достоинств, если бы не их слабое место: они очень хотят быть в центре, командовать, принимать уверения в своей исключительности. Если вовремя подключится, то родители могут облегчить своему ребенку будущее, которое неизбежно принесет им разочарование, обиду на друзей и непонимание, почему же они все от него отвернулись, перестали признавать за главного? Для начала разберитесь в ситуации и перестаньте выдавать желаемое за действительное. Присмотритесь, как ваш ребенок общается. Если вы увидели, что у него есть все задатки, чтобы стать псевдолидером, то самое время предпринять некоторые шаги.
Во-первых, постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что ведомым быть тоже неплохо, и вовсе не обязательно быть ведущим, Можно привести несколько жизненных примеров, где лидер, действительно, вынужден опираться на тех, кто рядом, и без их поддержки ему пришлось бы туго. Во-вторых, необходимо постепенно формировать у малыша чувство группы, чувство того, что тот, кто рядом - очень важен. <Якалки>, как мы уже говорили - глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. Ему важно увидеть, понять, что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами. И самое главное - успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый внес свою лепту. В-третьих, надо помогать ребенку справляться со своей неуверенностью: <Не получилось сразу, потерпи, не злись и не обижайся, попробуй еще раз, у тебя обязательно получится!>. И наконец, очень полезны бывают придуманные вами сказки, рассказы, своеобразные психологические этюды, в которых главный герой (например, медвежонок, или щенок) тоже <якалка>, с которой все отказались дружить. Пусть этот герой в вашем рассказе совершает похожие поступки - хочет быть первым на соревнованиях, а приходит последний, хочет идти первым по дорожке, побежал вперед и вдруг остался один - другие куда-то свернули и так далее, примеры подскажет сама жизнь. Только не пытайтесь после рассказа в виде резюме читать нотации, выносить приговор главному герою. Лучше вместе с ребенком займитесь коллективным творчеством: пусть он сам придумает выход из создавшейся неприятной ситуации, расскажет, что по его мнению, чувствует медвежонок и как ему надо поступить.
Малышу на первых порах будет трудно самому понять, что же происходит, какие его качества мешают ему общаться так, как он хочет. Помогите ему. Не исключено, что из псевдолидера он превратится в настоящего лидера. Вполне возможно, что этого и не случится, ничего страшного, кому как ни нам, взрослым, знать, что каждый хорош на своем месте.
Автор: Елена Щербакова, психолог
Тематические новости