| Слепота
Слепота - наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают абсолютную (тотальную) С. и практическую С. При абсолютной С. на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая С. характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение.
Слепые люди - это люди, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,01-0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Такие люди не воспринимают признаки предметов - свет, цвет, форму, величину и положение предметов в пространстве, испытывают большие затруднения в оценке пространственных признаков: направления, расстояния, движения и т.д. Всё это обедняет чувственный опыт людей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении.
У слепых ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает, т.к. звуки являются очень важным фактором их ориентировки в окружающей действительности. Процесс формирования сенсорного опыта замедлен и требует применения специальных коррекционных средств воздействия. С. обусловливает задержки в формировании движений. У некоторых людей наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. В процессе привыкания отрицательные явления С. обычно постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации функций, формируются приёмы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы - обобщённое восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлечённое мышление. Это позволяет слепым правильно отражать действительность.
Огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся в памяти. Большое значение в компенсации С. имеет формирование социальных мотивов деятельности.
|