Новости » Новости медицины
Здоровый ребенок от двух матерей.
При помощи техники, далекой от клонирования, британские ученые добились рождения детенышей мыши, вводя в яйцеклетку мужские и женские ДНК, принадлежащие трем разным особям.
09.09.2005г. |
Слияние троих. Один ребенок от одного отца и двух матерей. При помощи техники, далекой от клонирования, группа ученых британского Университета Нью-Кастла добилась рождения детенышей мыши, вводя в яйцеклетку мужские и женские ДНК, принадлежащие трем разным особям. И теперь ученые получили разрешение на проведение такого эксперимента на человеке. Цель исследования ? избежать того, чтобы некоторые болезни матери, к примеру, особая форма мускульной дистрофии, передались ребенку.
Этот тип патологии зависит от определенного сегмента ДНК, который находится не внутри ядра, как большая часть генетического материала, а снаружи, в цитоплазме ? точнее, в митохондриях (в митохондрии протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией). При естественном оплодотворении цитоплазма матери функционирует как инкубационная камера для будущего ребенка. При выявленной патологии митохондрий, по мнению британских медиков, следует использовать здоровую яйцеклетку, полученную от другой женщины ? второй матери.
Техника отработана на мышах, ее уже можно применять на людях, действуя в три этапа. Первый ? естественное оплодотворение с яйцеклеткой и сперматозоидами супружеской пары. Ядро этого эмбриона на первой стадии развития извлекается и помещается внутрь донорской яйцеклетки (здоровой), которая предварительно была лишена своего генетического материала. От этого слияния получается эмбрион, который имплантируют в матку родной матери для последующего нормального развития плода и рождения ребенка. И следовать по этому тернистому и спорному с этической точки зрения пути следует с единственной целью: освободиться от цитоплазмы родной матери и ее митохондрий, содержащих патологическую ДНК.
Подобная техника разрабатывалась в 90-е годы в Соединенных Штатах и Италии. Применили ее как метод лечения некоторых типов бесплодия в Институте репродуктивной медицины в Сен-Барнасе, Нью-Джерси. В Италии Алессандро Ди Грегорио из центра Artes в Турине шел по тому же пути, что и британские ученые, но в обратном направлении. Вместо того чтобы извлекать ядро эмбриона и помещать его в донорскую яйцеклетку, он изолировал цитоплазму яйцеклетки донора и помещал ее в яйцеклетку, оплодотворенную естественным путем. Но в этом случае речь шла не о патологии митохондрий, а о слабой цитоплазме, о неспособности материнской яйцеклетки функционировать как инкубатор для малыша.
Полемика по биоэтике разразилась в 2001 году: помимо наличия генетического материала двух индивидуумов (матери и отца), дети, рождавшиеся с применением техники института Сен-Барнаса, получали и ДНК, содержащуюся в митохондриях женщины ? донора яйцеклетки.
В Великобритании также незамедлительно вспыхнула полемика. Сразу же после разрешения, полученного от руководства отделения эмбриологии и оплодотворения университета Нью-Кастла, биоэтические организации выступили с резкими заявлениями.
Жозефин Куинтаваль из движения "Comment on reproductive ethics" (Комментарии по репродуктивной этике) заявила: "Руководство даже не задумалось над тем, что скажет общественность по поводу этого решения". Со вздохом облегчения отреагировала британская Muscular Dystrophy Campaign (Кампания по борьбе с мускульной дистрофией). А Энди Майях, биоэтик из Университета Пэзли, минимизировал эту проблему: "Даже если ребенок должен родиться от двух матерей, я сомневаюсь, что нам придется беспокоиться по поводу его здоровья". Эхо полемики докатилось и до Италии. Элио Сгречча, пожизненный президент Папской академии, осудил этот эксперимент, назвав его "незаконным". "Речь идет о самом настоящем клонировании человека".
Этот тип патологии зависит от определенного сегмента ДНК, который находится не внутри ядра, как большая часть генетического материала, а снаружи, в цитоплазме ? точнее, в митохондриях (в митохондрии протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией). При естественном оплодотворении цитоплазма матери функционирует как инкубационная камера для будущего ребенка. При выявленной патологии митохондрий, по мнению британских медиков, следует использовать здоровую яйцеклетку, полученную от другой женщины ? второй матери.
Техника отработана на мышах, ее уже можно применять на людях, действуя в три этапа. Первый ? естественное оплодотворение с яйцеклеткой и сперматозоидами супружеской пары. Ядро этого эмбриона на первой стадии развития извлекается и помещается внутрь донорской яйцеклетки (здоровой), которая предварительно была лишена своего генетического материала. От этого слияния получается эмбрион, который имплантируют в матку родной матери для последующего нормального развития плода и рождения ребенка. И следовать по этому тернистому и спорному с этической точки зрения пути следует с единственной целью: освободиться от цитоплазмы родной матери и ее митохондрий, содержащих патологическую ДНК.
Подобная техника разрабатывалась в 90-е годы в Соединенных Штатах и Италии. Применили ее как метод лечения некоторых типов бесплодия в Институте репродуктивной медицины в Сен-Барнасе, Нью-Джерси. В Италии Алессандро Ди Грегорио из центра Artes в Турине шел по тому же пути, что и британские ученые, но в обратном направлении. Вместо того чтобы извлекать ядро эмбриона и помещать его в донорскую яйцеклетку, он изолировал цитоплазму яйцеклетки донора и помещал ее в яйцеклетку, оплодотворенную естественным путем. Но в этом случае речь шла не о патологии митохондрий, а о слабой цитоплазме, о неспособности материнской яйцеклетки функционировать как инкубатор для малыша.
Полемика по биоэтике разразилась в 2001 году: помимо наличия генетического материала двух индивидуумов (матери и отца), дети, рождавшиеся с применением техники института Сен-Барнаса, получали и ДНК, содержащуюся в митохондриях женщины ? донора яйцеклетки.
В Великобритании также незамедлительно вспыхнула полемика. Сразу же после разрешения, полученного от руководства отделения эмбриологии и оплодотворения университета Нью-Кастла, биоэтические организации выступили с резкими заявлениями.
Жозефин Куинтаваль из движения "Comment on reproductive ethics" (Комментарии по репродуктивной этике) заявила: "Руководство даже не задумалось над тем, что скажет общественность по поводу этого решения". Со вздохом облегчения отреагировала британская Muscular Dystrophy Campaign (Кампания по борьбе с мускульной дистрофией). А Энди Майях, биоэтик из Университета Пэзли, минимизировал эту проблему: "Даже если ребенок должен родиться от двух матерей, я сомневаюсь, что нам придется беспокоиться по поводу его здоровья". Эхо полемики докатилось и до Италии. Элио Сгречча, пожизненный президент Папской академии, осудил этот эксперимент, назвав его "незаконным". "Речь идет о самом настоящем клонировании человека".
Тематические новости