Новости » Новости медицины
Бить детей бесполезно.
Телесные наказания не дают какого-либо эффекта, кроме повышения агрессивности ребенка.
02.04.2010г. |
Об этом говорят результаты нового масштабного исследования, охватившего несколько континентов.
Группа психологов из университета Мичигана провела так называемое кросс-культурное исследование сразу в нескольких странах. Индия, Китай, Таиланд и Филлипины в Азии, Италия в Европе и Кения в Африке ? такой охват разных культур должен был обеспечить ученым получение более глобальных данных, чем в случае локальных исследований.
Ранее уже публиковать исследования, где на примере американских семей доказывалось, что порка детей ни к чему хорошему не приводит. И у специалистов в других странах мог возникнуть закономерный вопрос о том, можно ли переносить данные психологов и педагогов США на другие культуры? Более того, даже в одной стране может сосуществовать несколько разных культур: традиции профессорской семьи в Санкт-Петербурге заметно отличаются от традиций семьи оленеводов на Чукотке, хотя формально в обоих случаях речь идет о россиянах.
В исследовании приняли участие 292 матери с детьми от 8 до 12 лет. Ученые хотели найти ответ на следующие вопросы ? какие именно средства воздействия на ребенка приводят к наибольшей тревожности и агрессивности и есть ли существенная связь между выбранным методом воздействия и поведением ребенка.
Возможные приемы воспитания включали объяснение того, что такое ?хорошо? и ?плохо?, требование от ребенка извиниться, лишение поощрений, шлепанье, выражение своего недовольства, пристыжение, ругань и крик, угрозы или, напротив, обещание поощрений за правильное поведение. Все эти методики были перечислены в специальном опроснике, а далее как мамы, так и сами дети заполняли его, отмечая наиболее частые в их жизни практики и то, насколько они приемлемы в целом.
Участники опроса тем самым давали не только информацию о том, как они воспитывают детей (или как их воспитывают родители). Они попутно оценивали то, насколько типична их семейная ситуация ? насколько близки семейные традиции к общепринятым нормам. А кроме указанных выше вопросов исследователи обращали внимание на еще два показателя: агрессивность и тревожность детей.
И что в итоге?
Несмотря на существенные различия в культурах Италии и Кении, общая закономерность прослеживалась достаточно четко. Дети из семей, где чаще практиковались серьезные наказания ? крики, порка или целенаправленное игнорирование ребенка, ? оказывались более тревожными и более склонными к агрессии. Конечно, здесь может идти речь и о том, что изначально агрессивный ребенок совершает более серьезные проступки, чем его спокойные сверстники, но сами исследователи склонны считать, что серьезные наказания в принципе неэффективны.
?Проявление любви и внимания к ребенку,? говорит Эндрю Гроган-Кэйлор, профессор университета Мичигана,? оказываются более эффективны?. Совместный досуг и общение с детьми дают больший вклад в благополучие семейных отношений, чем все попытки ?вбить? в ребенка представление о дисциплине.
Группа психологов из университета Мичигана провела так называемое кросс-культурное исследование сразу в нескольких странах. Индия, Китай, Таиланд и Филлипины в Азии, Италия в Европе и Кения в Африке ? такой охват разных культур должен был обеспечить ученым получение более глобальных данных, чем в случае локальных исследований.
Ранее уже публиковать исследования, где на примере американских семей доказывалось, что порка детей ни к чему хорошему не приводит. И у специалистов в других странах мог возникнуть закономерный вопрос о том, можно ли переносить данные психологов и педагогов США на другие культуры? Более того, даже в одной стране может сосуществовать несколько разных культур: традиции профессорской семьи в Санкт-Петербурге заметно отличаются от традиций семьи оленеводов на Чукотке, хотя формально в обоих случаях речь идет о россиянах.
В исследовании приняли участие 292 матери с детьми от 8 до 12 лет. Ученые хотели найти ответ на следующие вопросы ? какие именно средства воздействия на ребенка приводят к наибольшей тревожности и агрессивности и есть ли существенная связь между выбранным методом воздействия и поведением ребенка.
Возможные приемы воспитания включали объяснение того, что такое ?хорошо? и ?плохо?, требование от ребенка извиниться, лишение поощрений, шлепанье, выражение своего недовольства, пристыжение, ругань и крик, угрозы или, напротив, обещание поощрений за правильное поведение. Все эти методики были перечислены в специальном опроснике, а далее как мамы, так и сами дети заполняли его, отмечая наиболее частые в их жизни практики и то, насколько они приемлемы в целом.
Участники опроса тем самым давали не только информацию о том, как они воспитывают детей (или как их воспитывают родители). Они попутно оценивали то, насколько типична их семейная ситуация ? насколько близки семейные традиции к общепринятым нормам. А кроме указанных выше вопросов исследователи обращали внимание на еще два показателя: агрессивность и тревожность детей.
И что в итоге?
Несмотря на существенные различия в культурах Италии и Кении, общая закономерность прослеживалась достаточно четко. Дети из семей, где чаще практиковались серьезные наказания ? крики, порка или целенаправленное игнорирование ребенка, ? оказывались более тревожными и более склонными к агрессии. Конечно, здесь может идти речь и о том, что изначально агрессивный ребенок совершает более серьезные проступки, чем его спокойные сверстники, но сами исследователи склонны считать, что серьезные наказания в принципе неэффективны.
?Проявление любви и внимания к ребенку,? говорит Эндрю Гроган-Кэйлор, профессор университета Мичигана,? оказываются более эффективны?. Совместный досуг и общение с детьми дают больший вклад в благополучие семейных отношений, чем все попытки ?вбить? в ребенка представление о дисциплине.
Тематические новости