Новости » Новости медицины
Бессонница приводит к потере ориентации
Ученые начали использовать в своих экспериментах не только специальную аппаратуру, но и компьютерные игры.
24.04.2006г. |
Ученые начали использовать в своих экспериментах не только специальную аппаратуру, но и компьютерные игры. Недавние исследования механизмов человеческой памяти проводились на основе одной известной игры, а подопытными добровольцами стали, естественно, заядлые геймеры, передает Yтро.ру.
На самом деле научные опыты были вполне серьезными и ставили перед собой цель выяснить, как влияет сон на работу нашей памяти. Участники эксперимента выполняли, в основном, два действия ? спали и играли на компьютере, а в это время их мозговая деятельность фиксировалась сканером MRI ? специализированным магнитно-резонансным устройством, которое, в отличие от рентгена, дает довольно реалистичное изображение сканируемого объекта. В результате оказалось, что долговременная память лучше работает у тех, кто не пренебрегает сном.
Почему же именно компьютерная игра? Дело в том, что в качестве основы эксперимента был выбран механизм запоминания маршрута. Пьер Орбан из Льежского университета поясняет: "Когда человек попадает в незнакомое место, он постоянно думает о том, куда идет. Но если он уже знает местность, следование по маршруту происходит автоматически, с использованием долговременной памяти". Ориентация в знакомом пространстве и была выбрана учеными в качестве показателя действия памяти. Оставалось только найти такое пространство, которое практически в равной степени было бы знакомо всем участникам опыта, и смоделировать его в компьютере. За решением долго ходить не пришлось: ученые получили и пространство, и модель "в одном флаконе", выбрав компьютерную игру, у которой множество поклонников. Именно они и "сыграли" во славу науки.
Всем геймерам была поручена одна и та же поисковая миссия: они должны были обнаружить в окрестностях знакомого всем виртуального города некие объекты. Причем все испытуемые разделились на две группы: первой разрешили ночью как следует выспаться, а второй ? нет. На следующую ночь всем добровольцам отвели одинаковое время на сон. После этого, собственно, и начался эксперимент. Те его участники, которые быстрее достигали цели, поставленной в компьютерной игре, получали больше баллов.
Ученые еще до начала "игрового" исследования знали, что за актуализацию долговременной памяти отвечает особый отдел коры головного мозга ? гиппокамп. Но в итоге сканирования светлых головушек трудяг-геймеров выяснилось, что после сна к процессу "вспоминания" подключается еще одна область мозга ? стриатум, которая расположена глубже, под корой. Благодаря этому, вероятно, деятельность памяти улучшается и ? что крайне важно в игре ? ускоряется.
Теперь исследователи утверждают, что нормальный процесс автоматизации памяти как раз и заключается в этом переходе от гиппокампа к стриатуму, который происходит гораздо эффективнее и быстрее, если человек выспался. Ученые довольны, геймеры тоже: у них появился новый "допинг" для более успешной игры.
Однако, как показали эксперименты, разница в конечных результатах между выспавшимися и "бессонными" все-таки незначительна. Получается, что, хотя и задействуются разные участки мозга, на способности человека это не особенно влияет.
На самом деле научные опыты были вполне серьезными и ставили перед собой цель выяснить, как влияет сон на работу нашей памяти. Участники эксперимента выполняли, в основном, два действия ? спали и играли на компьютере, а в это время их мозговая деятельность фиксировалась сканером MRI ? специализированным магнитно-резонансным устройством, которое, в отличие от рентгена, дает довольно реалистичное изображение сканируемого объекта. В результате оказалось, что долговременная память лучше работает у тех, кто не пренебрегает сном.
Почему же именно компьютерная игра? Дело в том, что в качестве основы эксперимента был выбран механизм запоминания маршрута. Пьер Орбан из Льежского университета поясняет: "Когда человек попадает в незнакомое место, он постоянно думает о том, куда идет. Но если он уже знает местность, следование по маршруту происходит автоматически, с использованием долговременной памяти". Ориентация в знакомом пространстве и была выбрана учеными в качестве показателя действия памяти. Оставалось только найти такое пространство, которое практически в равной степени было бы знакомо всем участникам опыта, и смоделировать его в компьютере. За решением долго ходить не пришлось: ученые получили и пространство, и модель "в одном флаконе", выбрав компьютерную игру, у которой множество поклонников. Именно они и "сыграли" во славу науки.
Всем геймерам была поручена одна и та же поисковая миссия: они должны были обнаружить в окрестностях знакомого всем виртуального города некие объекты. Причем все испытуемые разделились на две группы: первой разрешили ночью как следует выспаться, а второй ? нет. На следующую ночь всем добровольцам отвели одинаковое время на сон. После этого, собственно, и начался эксперимент. Те его участники, которые быстрее достигали цели, поставленной в компьютерной игре, получали больше баллов.
Ученые еще до начала "игрового" исследования знали, что за актуализацию долговременной памяти отвечает особый отдел коры головного мозга ? гиппокамп. Но в итоге сканирования светлых головушек трудяг-геймеров выяснилось, что после сна к процессу "вспоминания" подключается еще одна область мозга ? стриатум, которая расположена глубже, под корой. Благодаря этому, вероятно, деятельность памяти улучшается и ? что крайне важно в игре ? ускоряется.
Теперь исследователи утверждают, что нормальный процесс автоматизации памяти как раз и заключается в этом переходе от гиппокампа к стриатуму, который происходит гораздо эффективнее и быстрее, если человек выспался. Ученые довольны, геймеры тоже: у них появился новый "допинг" для более успешной игры.
Однако, как показали эксперименты, разница в конечных результатах между выспавшимися и "бессонными" все-таки незначительна. Получается, что, хотя и задействуются разные участки мозга, на способности человека это не особенно влияет.
Тематические новости