Новости » Новости медицины
Вундеркиндами становятся только первенцы
Вундеркинды рождаются первыми.
22.08.2005г. |
К такому заключению можно прийти, если верить работам группы норвежских ученых во главе с Кйеллом Сальванесом из Норвежской Школы Экономики и Бизнеса. Вместе с коллегами он проанализировал несколько возрастных групп, целую "популяцию" норвежцев, от юношей-подростков до стариков. Если быть точным, границы интервала таковы: 16 лет - 74 года. Как показало исследование, вне зависимости от размера семьи, разница в интеллектуальном развитии между младшими и старшими братьями и сестрами составляет около одного года.
Выходит, что каждому ребенку, которого угораздило родиться во вторую очередь, уготована судьба разгильдяя и второгодника! Постойте, постойте, профессор. Для чего вы вообще затеяли свои исследования? Их цель, утверждает Сальванес, продемонстрировать при помощи сравнительного анализа влияние структуры семьи на умственные способности детей. Эти исследования еще вызовут многочисленные дебаты в научных кругах, о том, почему это старший ребенок, как правило, успешнее своего братика или сестренки. Оно понятно, ведь, далеко не всем ученым мужам посчастливилось родиться первыми, а потом, если говорить серьезно, это открытие затрагивает интересы небогатых семей, где родители с трудом справляются с бытовыми проблемами, едва покрывая при этом расходы на обучение сыновей и дочерей. Кстати, Сальванес предполагает, что "умственная худосочность" младших детей имеет также и финансовое объяснение. Родители с ограниченным достатком способны вкладывать деньги и тратить свое время на образование лишь одного ребенка ? первенца ? остальным же достаются, образно говоря, объедки и жалкие центы на карманные расходы.
Прежде исследования в этой области показывали, что значение имеет и фактор "большой семьи" ? предполагалось, что дети, выросшие в окружении толпы родственников, не способны достичь того уровня умственного развития, который доступен детям из маленьких семей.
Интересно, что влияние "порядка рождения" наблюдается у женщин в процессе взросления. Младшая сестренка, когда вырастет, будет менее охотно работать, соответственно ? меньше зарабатывать, и, скорее всего, забеременеет, будучи еще подростком.
Вновь предоставим слово профессору Сальванесу: "Существует множество психологической литературы на тему, почему первенцы-умницы и умники. В основе всех этих работ лежит идея о том, что старший ребенок является своего рода учителем для своих младших братьев и сестер, он учит их, как правильно организовать информацию, полученную из окружающего мира и как подать ее другим. Однако многое зависит и от родителей - если доходы семьи скромны, способны ли они заниматься всеми детьми в равной мере?".
Однако, спешим вас успокоить. Не стоит вручать ребенку метлу или немедля отправлять в подмастерья на фабрику скобяных изделий, только потому, что у него уже есть старший брат или старшая сестра. Не все потеряно. Несмотря на то, что Кйелл Сальванес и его группа прослеживали развитие "подопытных" от рождения до зрелого возраста, влияние "эффекта семьи" в результате оказалось незначительным.
Напоследок обратимся к истории. Может быть, для того, чтобы подтвердилась теория норвежского исследователя, просто нужны другие временные категории? В самом деле, взгляните, призывают британские научно-популярные издания, президенты США Буш, Клинтон и Картер ? первенцы в своих семьях. Исключение составляет, пожалуй, Билл Блэр, старший брат Тони, успешный адвокат, но все же не премьер. Ошибка природы? С другой стороны ? брат президента Картера, маленький Билли, который, разумеется, потом вырос и превратился в омерзительного пьяницу и наркомана ? ну разве не шикарный пример? Или вот еще, брат Билла Клинтона ? Роджер ? кончил тюрьмой, его посадили за торговлю кокаином. Отвратительно!
Итак, работы норвежского исследователя заслуживают поистине серьезного внимания со стороны ученых-коллег, а школьникам предлагают лишний раз задуматься, стоит ли помогать сестренке с уроками.
Сам профессор ? первый ребенок в семье (еще бы!) считает себя "ученее" своей старшей сестры.
Выходит, что каждому ребенку, которого угораздило родиться во вторую очередь, уготована судьба разгильдяя и второгодника! Постойте, постойте, профессор. Для чего вы вообще затеяли свои исследования? Их цель, утверждает Сальванес, продемонстрировать при помощи сравнительного анализа влияние структуры семьи на умственные способности детей. Эти исследования еще вызовут многочисленные дебаты в научных кругах, о том, почему это старший ребенок, как правило, успешнее своего братика или сестренки. Оно понятно, ведь, далеко не всем ученым мужам посчастливилось родиться первыми, а потом, если говорить серьезно, это открытие затрагивает интересы небогатых семей, где родители с трудом справляются с бытовыми проблемами, едва покрывая при этом расходы на обучение сыновей и дочерей. Кстати, Сальванес предполагает, что "умственная худосочность" младших детей имеет также и финансовое объяснение. Родители с ограниченным достатком способны вкладывать деньги и тратить свое время на образование лишь одного ребенка ? первенца ? остальным же достаются, образно говоря, объедки и жалкие центы на карманные расходы.
Прежде исследования в этой области показывали, что значение имеет и фактор "большой семьи" ? предполагалось, что дети, выросшие в окружении толпы родственников, не способны достичь того уровня умственного развития, который доступен детям из маленьких семей.
Интересно, что влияние "порядка рождения" наблюдается у женщин в процессе взросления. Младшая сестренка, когда вырастет, будет менее охотно работать, соответственно ? меньше зарабатывать, и, скорее всего, забеременеет, будучи еще подростком.
Вновь предоставим слово профессору Сальванесу: "Существует множество психологической литературы на тему, почему первенцы-умницы и умники. В основе всех этих работ лежит идея о том, что старший ребенок является своего рода учителем для своих младших братьев и сестер, он учит их, как правильно организовать информацию, полученную из окружающего мира и как подать ее другим. Однако многое зависит и от родителей - если доходы семьи скромны, способны ли они заниматься всеми детьми в равной мере?".
Однако, спешим вас успокоить. Не стоит вручать ребенку метлу или немедля отправлять в подмастерья на фабрику скобяных изделий, только потому, что у него уже есть старший брат или старшая сестра. Не все потеряно. Несмотря на то, что Кйелл Сальванес и его группа прослеживали развитие "подопытных" от рождения до зрелого возраста, влияние "эффекта семьи" в результате оказалось незначительным.
Напоследок обратимся к истории. Может быть, для того, чтобы подтвердилась теория норвежского исследователя, просто нужны другие временные категории? В самом деле, взгляните, призывают британские научно-популярные издания, президенты США Буш, Клинтон и Картер ? первенцы в своих семьях. Исключение составляет, пожалуй, Билл Блэр, старший брат Тони, успешный адвокат, но все же не премьер. Ошибка природы? С другой стороны ? брат президента Картера, маленький Билли, который, разумеется, потом вырос и превратился в омерзительного пьяницу и наркомана ? ну разве не шикарный пример? Или вот еще, брат Билла Клинтона ? Роджер ? кончил тюрьмой, его посадили за торговлю кокаином. Отвратительно!
Итак, работы норвежского исследователя заслуживают поистине серьезного внимания со стороны ученых-коллег, а школьникам предлагают лишний раз задуматься, стоит ли помогать сестренке с уроками.
Сам профессор ? первый ребенок в семье (еще бы!) считает себя "ученее" своей старшей сестры.
Тематические новости