Новости » Новости медицины
Большинство россиян считает, что от введения института врача общей практики качество медицинского обслуживания в стране снизится
12.05.2005г. |
Только 23,3% россиян ожидает улучшения ситуации с медицинским обслуживанием населения в результате введения института врача общей практики. Такие данные были получены в результате опроса общественного мнения, проведенного компанией <Башкирова и Партнеры> в апреле текущего года.
Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения РФ). Что ситуация изменится к худшему, считают 31,6%, и почти столько же (32,6%) участников исследования полагают, что ситуация останется без изменений. Причем с рядовыми россиянами согласны медики, которые думают, что внедрение данного института снизит качество медицинского обслуживания населения, и в первую очередь это коснется детского здравоохранения. Удивительно, но мнение медиков было услышано: по данным RBC daily, в Минздраве создали рабочую группу, которая до 20 июня должна подготовить новые положения о применении в России института врача общей практики. К подготовке документа привлечены ведущие специалисты, в частности, директор Научного центра здоровья детей Александр Баранов и глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
В марте министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов подписал приказ о создании института врача общей практики (семейных докторов). По мнению реформаторов, семейный врач в странах, где он есть, лечит 80-90 % всех заболеваний. Главное преимущество такого врача - он экономит деньги бюджета, поскольку дешевле найти и устранить начальные признаки заболевания у пациента, сэкономив средства на оборудование и зарплату. В России создание института семейного врача позволит, по мнению разработчиков реформы, к 2010 г. сократить объем стационарной помощи на 30-35%, закрыть сельские медпункты, заменив их межрайонными диагностическими центрами, и укрупнить поликлиники. Наиболее позитивно оценили нововведение жители малых городов и сельской местности, наиболее негативно - жители Москвы. <В малых городах реформу поддерживают 27% респондентов, на селе - 25%, - сказал RBC daily ведущий аналитик компании <Башкирова и Партнеры> Александр Музафаров. - В Москве только 11% опрошенных считают, что создание института врача общей практики улучшит медицинское обслуживание населения>.
С чем же связана такая разница в ответах? <Москва - богатый город, который может содержать старую систему, - замечает Александр Музафаров. - В столице она работает эффективнее, поэтому и качество медицинского обслуживания в поликлиниках достаточно приемлемое. На селе в последние годы часто вообще не было никаких врачей, поэтому там рады и врачу общей практики>. Однако по мнению противников реформы, институт врача общей практики хотят распространить повсеместно - как на селе, где она действительно может быть эффективна, так и в крупных городах, где за многие годы отработана слаженная система обслуживания в поликлиниках. Причем, по мнению медиков, в первую очередь серьезно страдает детское здравоохранение, поэтому применение аналогичной системы в России с ее демографическими проблемами равносильно вредительству. <Одному специалисту перепоручат обязанности терапевта, акушера-гинеколога и педиатра, - считает глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук, профессор Леонид Рошаль. - Но даже самый гениальный врач общей практики, который проучился чуть здесь и чуть там, никогда не будет профессиональнее специалиста, который прошел шесть лет обучения педиатрии и имеет квалификацию. А ведь именно это специализированное, первичное детское направление всегда давало неплохие результаты даже на фоне недофинансирования здравоохранения>.
Сторонники реформ считают, что нынешняя система здравоохранения привела к тому, что уровень состояния здоровья детей стал крайне низким, и это было подтверждено результатами проведенной в прошлом году диспансеризации больше 30 млн детей. Однако медики полагают, что система здесь не виновата. <Несмотря на скудное финансирование и отсутствие современного оборудования, мы не отмечаем увеличения детской смертности (она даже сократилась), - говорит Леонид Рошаль. - За последние 10 лет произошло резкое ухудшение состояния здоровья детей, поскольку государство перестало заниматься условиями жизни детей и здравоохранением. Больше стало больных детей не потому, что система плохая, а потому, что забросили эту систему>. По словам г-на Рошаля, еще совсем недавно Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) приняла спецрезолюцию, подтвержденную ООН, в которой отмечается, что наша система здравоохранения является очень эффективной и дает возможность за короткий период времени достичь положительного результата. Однако сейчас, лишив проверенную систему здравоохранения финансирования, планируется затратить немалые средства на создание института семейных врачей, который, кстати, не лучшим образом зарекомендовал себя в европейских странах. Принципы построения российской системы <списаны> с английской модели здравоохранения, которая у самих англичан вызывает серьезнейшие нарекания.
<Во многих странах Европы (Великобритания, Нидерланды, Испания, Дания, Швеция, Финляндия) традиционно для первичной помощи использовали врачей общей практики, - сказал RBC daily руководитель отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей Валерий Альбицкий. - Но система эта также оказалась далеко не совершенной. В частности, в Англии люди жалуются на многочасовые очереди, на чрезвычайно низкую квалификацию врачей общей практики>. Специалисты говорят, что врач частной практики - это своего рода диспетчер, который в редких случаях принимает решение лечить сам. <Россияне, иммигрировавшие в Англию, в Нидерланды, приезжают лечить своего ребенка в Россию, - сказал RBC daily один из педиатров клинико-диагностического Центра здоровья детей. - И такие случаи не редкость. Мне постоянно приходится слушать от пациентов, как лечат за границей врачи общей практики. Характерный случай: доктор не смог определить воспаление легких, предложив сделать рентген. После того как рентген ничего плохого не показал, врач назначил жаропонижающий антибиотик и предложил через день идти гулять, купаться. Все, на этом лечение закончилось, никто не стал интересоваться, почему у ребенка была высочайшая температура. В лучшем случае врач общей практики сможет определить, к кому стоит перенаправить больного ребенка>. Однако на все эти манипуляции требуется время, которое очень дорого.
По словам директора Научного центра здоровья детей Александра Баранова, им были получены отклики из 25 регионов, в которых уже приступили к работе <общие врачи>. Все отклики оказались резко отрицательными: в тех регионах, где появились врачи общей практики, резко увеличилось число вызовов <скорой помощи> детям. С теми же проблемами сталкиваются уже много лет европейские страны, которые в последние годы все активнее обращаются к традиционной для России системе первичной помощи узкими специалистами. <Уже в 12 странах Европы перешли к системе первичной помощи, традиционной для России, то есть ребенка после рождения отдают не семейному врачу, а педиатру, - говорит Валерий Альбицкий. - Еще в 16 странах система стала комбинированной: люди сами могут выбирать, к кому им сразу обращаться за медпомощью. Приблизительно такую же дифференцированную модель, мы считаем, нужно внедрять и в России. По крайней мере, врач общей практики должен быть отдельно для взрослых и отдельно для детей, на селе придется эти обязанности объединять одному человеку. Сегодня в рамках созданной недавно в Минздраве рабочей группы идет разработка нового документа, в котором должно быть предусмотрено сохранение и усовершенствование традиционной системы, введение элементов медобслуживания врачами общей практики>.
Однако если даже новый документ будет принят, положительного эффекта от этого ждать трудно. Дело в том, что даже самые хорошие идеи не могут реализоваться без должного финансирования, а оно обязательно понадобится для воплощения в жизнь нового документа. В России уже сегодня, по оценкам ВОЗ, доля затрат государства на здравоохранение в % от ВВП в 2 раза ниже необходимого минимума. И несмотря на это, власть из года в год продолжает сокращать эту долю.
Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения РФ). Что ситуация изменится к худшему, считают 31,6%, и почти столько же (32,6%) участников исследования полагают, что ситуация останется без изменений. Причем с рядовыми россиянами согласны медики, которые думают, что внедрение данного института снизит качество медицинского обслуживания населения, и в первую очередь это коснется детского здравоохранения. Удивительно, но мнение медиков было услышано: по данным RBC daily, в Минздраве создали рабочую группу, которая до 20 июня должна подготовить новые положения о применении в России института врача общей практики. К подготовке документа привлечены ведущие специалисты, в частности, директор Научного центра здоровья детей Александр Баранов и глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
В марте министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов подписал приказ о создании института врача общей практики (семейных докторов). По мнению реформаторов, семейный врач в странах, где он есть, лечит 80-90 % всех заболеваний. Главное преимущество такого врача - он экономит деньги бюджета, поскольку дешевле найти и устранить начальные признаки заболевания у пациента, сэкономив средства на оборудование и зарплату. В России создание института семейного врача позволит, по мнению разработчиков реформы, к 2010 г. сократить объем стационарной помощи на 30-35%, закрыть сельские медпункты, заменив их межрайонными диагностическими центрами, и укрупнить поликлиники. Наиболее позитивно оценили нововведение жители малых городов и сельской местности, наиболее негативно - жители Москвы. <В малых городах реформу поддерживают 27% респондентов, на селе - 25%, - сказал RBC daily ведущий аналитик компании <Башкирова и Партнеры> Александр Музафаров. - В Москве только 11% опрошенных считают, что создание института врача общей практики улучшит медицинское обслуживание населения>.
С чем же связана такая разница в ответах? <Москва - богатый город, который может содержать старую систему, - замечает Александр Музафаров. - В столице она работает эффективнее, поэтому и качество медицинского обслуживания в поликлиниках достаточно приемлемое. На селе в последние годы часто вообще не было никаких врачей, поэтому там рады и врачу общей практики>. Однако по мнению противников реформы, институт врача общей практики хотят распространить повсеместно - как на селе, где она действительно может быть эффективна, так и в крупных городах, где за многие годы отработана слаженная система обслуживания в поликлиниках. Причем, по мнению медиков, в первую очередь серьезно страдает детское здравоохранение, поэтому применение аналогичной системы в России с ее демографическими проблемами равносильно вредительству. <Одному специалисту перепоручат обязанности терапевта, акушера-гинеколога и педиатра, - считает глава НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук, профессор Леонид Рошаль. - Но даже самый гениальный врач общей практики, который проучился чуть здесь и чуть там, никогда не будет профессиональнее специалиста, который прошел шесть лет обучения педиатрии и имеет квалификацию. А ведь именно это специализированное, первичное детское направление всегда давало неплохие результаты даже на фоне недофинансирования здравоохранения>.
Сторонники реформ считают, что нынешняя система здравоохранения привела к тому, что уровень состояния здоровья детей стал крайне низким, и это было подтверждено результатами проведенной в прошлом году диспансеризации больше 30 млн детей. Однако медики полагают, что система здесь не виновата. <Несмотря на скудное финансирование и отсутствие современного оборудования, мы не отмечаем увеличения детской смертности (она даже сократилась), - говорит Леонид Рошаль. - За последние 10 лет произошло резкое ухудшение состояния здоровья детей, поскольку государство перестало заниматься условиями жизни детей и здравоохранением. Больше стало больных детей не потому, что система плохая, а потому, что забросили эту систему>. По словам г-на Рошаля, еще совсем недавно Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) приняла спецрезолюцию, подтвержденную ООН, в которой отмечается, что наша система здравоохранения является очень эффективной и дает возможность за короткий период времени достичь положительного результата. Однако сейчас, лишив проверенную систему здравоохранения финансирования, планируется затратить немалые средства на создание института семейных врачей, который, кстати, не лучшим образом зарекомендовал себя в европейских странах. Принципы построения российской системы <списаны> с английской модели здравоохранения, которая у самих англичан вызывает серьезнейшие нарекания.
<Во многих странах Европы (Великобритания, Нидерланды, Испания, Дания, Швеция, Финляндия) традиционно для первичной помощи использовали врачей общей практики, - сказал RBC daily руководитель отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей Валерий Альбицкий. - Но система эта также оказалась далеко не совершенной. В частности, в Англии люди жалуются на многочасовые очереди, на чрезвычайно низкую квалификацию врачей общей практики>. Специалисты говорят, что врач частной практики - это своего рода диспетчер, который в редких случаях принимает решение лечить сам. <Россияне, иммигрировавшие в Англию, в Нидерланды, приезжают лечить своего ребенка в Россию, - сказал RBC daily один из педиатров клинико-диагностического Центра здоровья детей. - И такие случаи не редкость. Мне постоянно приходится слушать от пациентов, как лечат за границей врачи общей практики. Характерный случай: доктор не смог определить воспаление легких, предложив сделать рентген. После того как рентген ничего плохого не показал, врач назначил жаропонижающий антибиотик и предложил через день идти гулять, купаться. Все, на этом лечение закончилось, никто не стал интересоваться, почему у ребенка была высочайшая температура. В лучшем случае врач общей практики сможет определить, к кому стоит перенаправить больного ребенка>. Однако на все эти манипуляции требуется время, которое очень дорого.
По словам директора Научного центра здоровья детей Александра Баранова, им были получены отклики из 25 регионов, в которых уже приступили к работе <общие врачи>. Все отклики оказались резко отрицательными: в тех регионах, где появились врачи общей практики, резко увеличилось число вызовов <скорой помощи> детям. С теми же проблемами сталкиваются уже много лет европейские страны, которые в последние годы все активнее обращаются к традиционной для России системе первичной помощи узкими специалистами. <Уже в 12 странах Европы перешли к системе первичной помощи, традиционной для России, то есть ребенка после рождения отдают не семейному врачу, а педиатру, - говорит Валерий Альбицкий. - Еще в 16 странах система стала комбинированной: люди сами могут выбирать, к кому им сразу обращаться за медпомощью. Приблизительно такую же дифференцированную модель, мы считаем, нужно внедрять и в России. По крайней мере, врач общей практики должен быть отдельно для взрослых и отдельно для детей, на селе придется эти обязанности объединять одному человеку. Сегодня в рамках созданной недавно в Минздраве рабочей группы идет разработка нового документа, в котором должно быть предусмотрено сохранение и усовершенствование традиционной системы, введение элементов медобслуживания врачами общей практики>.
Однако если даже новый документ будет принят, положительного эффекта от этого ждать трудно. Дело в том, что даже самые хорошие идеи не могут реализоваться без должного финансирования, а оно обязательно понадобится для воплощения в жизнь нового документа. В России уже сегодня, по оценкам ВОЗ, доля затрат государства на здравоохранение в % от ВВП в 2 раза ниже необходимого минимума. И несмотря на это, власть из года в год продолжает сокращать эту долю.
Тематические новости