Новости » Новости медицины
Как научиться говорить <нет>?
20.09.2004г. |
Довольно часто на приеме у психолога оказывается человек, формулирующий свою проблему примерно так: <Не могу сказать <нет>. Не умею отказать, даже если очень не хочу что-то делать>. Действительно, кто из нас не оказывался в ситуации, когда чья-то настойчивая просьба буквально <давит> нас, ставит перед фактом, заставляет менять свои планы, жертвовать собственными принципами, делать то, что делать никогда не приходилось. И все потому, что вместо <нет> вы привычно произносите <да>, потому что вы - безотказный человек.
В результате - привычная обида на себя за проявленную слабость, злость на другого, того, кто безошибочно просчитал ваше согласие и, в итоге - очень часто не выполненное обещание вкупе с чувством вины.
Может быть, человек, не умеющий говорить <нет> - это очень добрый человек? Альтруист, смыслом своей жизни считающий взваливание на себя тонны чужих забот? В какой-то степени это, может быть, и так. Но только <в какой-то степени>. Отказаться от того, что делать для себя не считаем возможным, не хотим и не обязаны нам мешает самооценка. Очень не хочется быть <плохими>.
Как мы знаем, самооценка формируется еще в детстве и одной из причин того, что во взрослом состоянии она будет неадекватной является степень принятия нас самыми близкими людьми - родителями. Если вас изначально любили <просто так>, ни за что, только за то, что вы есть, то ваш уровень восприятия собственной личности будет достаточно высок. Повзрослев, такой человек будет настолько уверен в себе, в своем характере, принципах и поступках, что совершенно спокойно сможет позволить себе роскошь <быть плохим>, не зависеть от чужой оценки. Он и без подобного подтверждения уверен, что с ним все в порядке и для него не проблема сказать <нет>. Просто потому, что нет необходимости никому ничего доказывать.
Ребенок, который с детства рос в окружении любви условной (то есть любви за что-то) вырастет с несколько иной самооценкой. Он с ранних лет усвоил, что любви <просто так> не бывает. Сделаешь что-то хорошее - будешь хорошим и любимым. Такому ребенку приходится постоянно доказывать, что он достоин любви, внимания и уважения. С аналогичной установкой он и взрослеет: общественное одобрение превыше всего. Он настолько не уверен в себе, что согласится выполнить неприятную просьбу, боясь прослыть <эгоистом>.
С самооценкой шутки плохи, корректировать ее во взрослом состоянии - дело долгое, хлопотное и нелегкое. А так хочется не зависеть от мнения окружающих! Добро бы еще обращать внимание на оценки близких людей, друзей или тех, кого мы уважаем. Так ведь нет: в равной степени мы зависим и от мнения тех, кого в глубине души презираем, не считаем людьми достойными нашего внимания. А вот это уже по-настоящему обидно.
Важным шагом на пути к умению говорить <нет> и не бояться при этом <плохих оценок за поведение>, является осознание того, что вами просто манипулируют. То есть осознанно или бессознательно, интуитивно играют на ваших слабых местах себе в угоду, заставляя делать что-то. Набор приемов у манипуляторов на этот случай весьма стандартный и старый, как мир. Ведь все наши слабые струны можно свести к минимуму - всего к трем, как на простейших струнных инструментах. Однако это не мешает манипулятору извлекать из них сложные, классические, неизменные во все времена <пьесы>.
<Пьеса> первая называется <Это святое>. Покажите мне человека, который не среагирует на просьбу, прикрытую интересами детей, стариков, больных, сирот и инвалидов. При этом, придавленные величием этих глобальных, святых проблем, мы как-то забываем, что мотивы обратившегося к вам за помощью манипулятора могут быть весьма далеки от святости...
Пьеса вторая называется <Жалость>. Вы замечали, что на стандартный вопрос <Как дела?> один человек отвечает <Нормально> или <Все в порядке>, а другой начинает многословно расписывать все свои тридцать три несчастья? Почему это у одних в жизни все время что-то плохое случается, о чем все окружающие узнают незамедлительно, а другие молча, в гордом одиночестве борются точно с такими же трудностями, не обременяя других своими проблемами? Как показывает практика, количество бед и несчастий, достающихся на долю каждого человека примерно одинаково. В среднем, каждые 3 - 5 лет что-то в нашей жизни случается: стареют родители, взрослеют дети, впадая в очередной возрастной кризис, изнашиваются машины, надоедает любимая работа. Но когда очередной жалобщик - манипулятор жалобно просит вас принять участие в решении его проблем, вы как-то об этом равенстве всех перед лицом судьбы забываете и бросаетесь на помощь.
Пьеса третья - <Ведь мы же друзья!>. Друзьям, действительно, не принято отказывать, ведь на то и существует настоящая дружба. Но было бы неплохо помнить о том, что настоящий друг далеко не всегда обратится к вам с просьбой, которая, как он знает, сильно вас напряжет, пойдет в разрез с вашими принципами и интересами. То есть он учитывает и ваши интересы наравне со своими.
Если у вас появилось подозрение, что вами попросту манипулируют, и желание играть в <хорошего человека> у вас отпало, но вот слово <нет> по-прежнему никак не выговаривается, можно попробовать с помощью простого приема облегчить себе эту задачу. Для этого достаточно увидеть воочию истинное <лицо> манипулятора и все его <пьесы> покажутся вам фальшивыми. Попробуйте отбивать его атаки его же приемами. Если вам рассказывают о своих болячках - в ответ вспомните о своих; на рассказ о чужой тяжелой доле ответьте аналогичным, ведь вышибающего слезу материала и у вас достаточно; если вам напоминают о дружбе, выразите надежду, что ваш визави, как истинный друг сам откажется от своей просьбы и так далее. При таком раскладе истинный манипулятор очень скоро покажет свое лицо: раздражение, злость, агрессию, обиду. Такому человеку сказать <нет> гораздо проще.
Елена Егорова, психолог
В результате - привычная обида на себя за проявленную слабость, злость на другого, того, кто безошибочно просчитал ваше согласие и, в итоге - очень часто не выполненное обещание вкупе с чувством вины.
Может быть, человек, не умеющий говорить <нет> - это очень добрый человек? Альтруист, смыслом своей жизни считающий взваливание на себя тонны чужих забот? В какой-то степени это, может быть, и так. Но только <в какой-то степени>. Отказаться от того, что делать для себя не считаем возможным, не хотим и не обязаны нам мешает самооценка. Очень не хочется быть <плохими>.
Как мы знаем, самооценка формируется еще в детстве и одной из причин того, что во взрослом состоянии она будет неадекватной является степень принятия нас самыми близкими людьми - родителями. Если вас изначально любили <просто так>, ни за что, только за то, что вы есть, то ваш уровень восприятия собственной личности будет достаточно высок. Повзрослев, такой человек будет настолько уверен в себе, в своем характере, принципах и поступках, что совершенно спокойно сможет позволить себе роскошь <быть плохим>, не зависеть от чужой оценки. Он и без подобного подтверждения уверен, что с ним все в порядке и для него не проблема сказать <нет>. Просто потому, что нет необходимости никому ничего доказывать.
Ребенок, который с детства рос в окружении любви условной (то есть любви за что-то) вырастет с несколько иной самооценкой. Он с ранних лет усвоил, что любви <просто так> не бывает. Сделаешь что-то хорошее - будешь хорошим и любимым. Такому ребенку приходится постоянно доказывать, что он достоин любви, внимания и уважения. С аналогичной установкой он и взрослеет: общественное одобрение превыше всего. Он настолько не уверен в себе, что согласится выполнить неприятную просьбу, боясь прослыть <эгоистом>.
С самооценкой шутки плохи, корректировать ее во взрослом состоянии - дело долгое, хлопотное и нелегкое. А так хочется не зависеть от мнения окружающих! Добро бы еще обращать внимание на оценки близких людей, друзей или тех, кого мы уважаем. Так ведь нет: в равной степени мы зависим и от мнения тех, кого в глубине души презираем, не считаем людьми достойными нашего внимания. А вот это уже по-настоящему обидно.
Важным шагом на пути к умению говорить <нет> и не бояться при этом <плохих оценок за поведение>, является осознание того, что вами просто манипулируют. То есть осознанно или бессознательно, интуитивно играют на ваших слабых местах себе в угоду, заставляя делать что-то. Набор приемов у манипуляторов на этот случай весьма стандартный и старый, как мир. Ведь все наши слабые струны можно свести к минимуму - всего к трем, как на простейших струнных инструментах. Однако это не мешает манипулятору извлекать из них сложные, классические, неизменные во все времена <пьесы>.
<Пьеса> первая называется <Это святое>. Покажите мне человека, который не среагирует на просьбу, прикрытую интересами детей, стариков, больных, сирот и инвалидов. При этом, придавленные величием этих глобальных, святых проблем, мы как-то забываем, что мотивы обратившегося к вам за помощью манипулятора могут быть весьма далеки от святости...
Пьеса вторая называется <Жалость>. Вы замечали, что на стандартный вопрос <Как дела?> один человек отвечает <Нормально> или <Все в порядке>, а другой начинает многословно расписывать все свои тридцать три несчастья? Почему это у одних в жизни все время что-то плохое случается, о чем все окружающие узнают незамедлительно, а другие молча, в гордом одиночестве борются точно с такими же трудностями, не обременяя других своими проблемами? Как показывает практика, количество бед и несчастий, достающихся на долю каждого человека примерно одинаково. В среднем, каждые 3 - 5 лет что-то в нашей жизни случается: стареют родители, взрослеют дети, впадая в очередной возрастной кризис, изнашиваются машины, надоедает любимая работа. Но когда очередной жалобщик - манипулятор жалобно просит вас принять участие в решении его проблем, вы как-то об этом равенстве всех перед лицом судьбы забываете и бросаетесь на помощь.
Пьеса третья - <Ведь мы же друзья!>. Друзьям, действительно, не принято отказывать, ведь на то и существует настоящая дружба. Но было бы неплохо помнить о том, что настоящий друг далеко не всегда обратится к вам с просьбой, которая, как он знает, сильно вас напряжет, пойдет в разрез с вашими принципами и интересами. То есть он учитывает и ваши интересы наравне со своими.
Если у вас появилось подозрение, что вами попросту манипулируют, и желание играть в <хорошего человека> у вас отпало, но вот слово <нет> по-прежнему никак не выговаривается, можно попробовать с помощью простого приема облегчить себе эту задачу. Для этого достаточно увидеть воочию истинное <лицо> манипулятора и все его <пьесы> покажутся вам фальшивыми. Попробуйте отбивать его атаки его же приемами. Если вам рассказывают о своих болячках - в ответ вспомните о своих; на рассказ о чужой тяжелой доле ответьте аналогичным, ведь вышибающего слезу материала и у вас достаточно; если вам напоминают о дружбе, выразите надежду, что ваш визави, как истинный друг сам откажется от своей просьбы и так далее. При таком раскладе истинный манипулятор очень скоро покажет свое лицо: раздражение, злость, агрессию, обиду. Такому человеку сказать <нет> гораздо проще.
Елена Егорова, психолог
Тематические новости