Новости » Новости медицины
Ученые нашли гены, подарившие человеку речь
Эксперты обнаружили генетическую мутацию, которая появилась примерно полмиллиона лет назад. Она помогла людям развить уникальный навык речи.
16.09.2014г. | Исследования
Речь идет о версии гена Foxp2. Она позволяет легче усваивать новый опыт, делая его рутинным.
Foxp2 - один из нескольких генов, которые стоят за развитием навыков речи. Он активирует гены, задействованные в регулировании синаптических связок между нейронами. Это, в свою очередь, увеличивает активность дофамина в зоне полосатого тела, которая участвует в формировании образов действия. Плюс, в ответ на продолжительную активацию, некоторые нейроны, напротив, "выключаются", что важно для освоения новых навыков и формирования воспоминаний.
Когда специалисты получили мышей с человеческой версией Foxp2, были сделаны важные открытия. В частности, грызуны быстрее обычного выучили маршрут в лабиринте. У них были удлиненные дендриты в полосатом теле - отростки нейронов, позволяющие клеткам общаться. Собственно, и сами связки (синапсы) у них лучше образовывались.
Вообще речь идет о специфическом механизме научения. Сначала используется декларативная память (мозг запоминает события и места). Со временем усвоенная информация, хранящаяся в виде подсказок-маркеров, превращается в привычку и внедряется в процедурную память. Такой тип памяти необходим для выполнения рутинных заданий.
У животных отмечались аномальные показатели, когда заучивание требовало превратить декларативные воспоминания в рутинные действия. Данный переход происходил легче именно благодаря гену. С точки зрения языковых навыков, такой переход тоже нужен. К примеру, если требуется перевести усвоенный опыт (человек услышал слово "стакан" и при этом увидел его) в формирование автоматических ассоциаций (слово-предмет-знание о функциях предмета).
Foxp2 - один из нескольких генов, которые стоят за развитием навыков речи. Он активирует гены, задействованные в регулировании синаптических связок между нейронами. Это, в свою очередь, увеличивает активность дофамина в зоне полосатого тела, которая участвует в формировании образов действия. Плюс, в ответ на продолжительную активацию, некоторые нейроны, напротив, "выключаются", что важно для освоения новых навыков и формирования воспоминаний.
Когда специалисты получили мышей с человеческой версией Foxp2, были сделаны важные открытия. В частности, грызуны быстрее обычного выучили маршрут в лабиринте. У них были удлиненные дендриты в полосатом теле - отростки нейронов, позволяющие клеткам общаться. Собственно, и сами связки (синапсы) у них лучше образовывались.
Вообще речь идет о специфическом механизме научения. Сначала используется декларативная память (мозг запоминает события и места). Со временем усвоенная информация, хранящаяся в виде подсказок-маркеров, превращается в привычку и внедряется в процедурную память. Такой тип памяти необходим для выполнения рутинных заданий.
У животных отмечались аномальные показатели, когда заучивание требовало превратить декларативные воспоминания в рутинные действия. Данный переход происходил легче именно благодаря гену. С точки зрения языковых навыков, такой переход тоже нужен. К примеру, если требуется перевести усвоенный опыт (человек услышал слово "стакан" и при этом увидел его) в формирование автоматических ассоциаций (слово-предмет-знание о функциях предмета).
Тематические новости