Плавание является одним из видов циклических упражнений. В нем участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем в беге или ходьбе на лыжах. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо развить достаточно большую скорость, при которой частота сердечных сокращений достигала бы зоны тренирующего режима (не менее 130 уд/мин). Без овладения правильной техникой плавания сделать это довольно трудно.
В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Пловцы высокого класса имеют самую большую ЖЕЛ по сравнению с представителями других видов спорта - до 7000-13ОООмл. Бронхиальная проходимость, максимальная скорость вдоха и выдоха у пловцов также больше, чем у других спортсменов (соответственно 8,15 и 6,15 л/с).
Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, дискогенный радикулит и т. д.).
Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2-3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции в плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью, т. е. около 3 ккал/кг на 1 км (при ходьбе - 0,7 ккал/кг/2), В связи с этим плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела - при условии регулярности нагрузки (не менее ЗО мин 3 раза в неделю). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца.
Многие люди, для которых занятия на суше трудны, болезненны или даже опасны, спокойно и относи-тельно комфортно занимаются в воде.
Врачи часто рекомендуют водные уп-ражнения людям пожилым, полным, физически неразвитым и инвалидам, поскольку вода уменьшает вес тела, за-щищая слабые суставы от воздействия физических нагрузок, неизбежных в обычных условиях.
Благодаря амортизирующим свойст-вам воды физические упражнения для людей, страдающих артритом, и многих беременных женщин легки и приятны. Если вы выздоравливаете после болезни или травмы, врач может порекомендо-вать вам позаниматься в воде упражне-ниями на растяжку и силовыми. Это поможет вернуть физическое здоровье.
Плавание и ребенок
Все малыши - прекрасные пловцы от рождения. Находясь в материнской утробе, они плавают в плацентарной жидкости все девять месяцев. Вода - их родная стихия, и плавать им сподручнее, чем ходить. Недаром движения ручками и ножками месячного младенца в ванночке напоминают движения Ихтиандра. А месяцам к двум умение плавать, если его не развивать специально, пропадает. Раскрыть талант пловца в ребенке (а значит сделать его более крепким, здоровым, уравновешенным) не поздно ни в 4 года, ни в 8 лет.
Сначала занятия проводят в ванне (обычно 2 раза в неделю по 10-15 минут при температуре воды около 30 гр.) - подготовительный этап обучения ребенка плаванию и прекрасная закаливающая процедура. Если у малыша почему-либо есть страх перед водой, помогите ему его преодолеть. Объясните как можно проще и доступнее, что вода плотнее воздуха. Для пущей наглядности бросьте в воду игрушку или мячик. Боязнь улетучится, как только ребенок убедится: его резиновые "любимцы" не тонут - плавают на поверхности воды!
Самое главное - научить малыша правильно делать вдох и выдох в воде, задерживать дыхание. Занудные объяснения не нужны. Просто положите на детскую ладошку перышко, листочек, кусочек бумажки. Вместе с ребенком (в этом возрасте лучше все делать вместе), широко открыв рот, быстро сделайте вдох, поднесите ладошку малыша к его лицу и глубоко выдохните через плотно сложенные губы, стараясь сдуть предмет в воду. Можно бросить несколько ярких мелких плавающих игрушек в ванну и устроить соревнование: дуть на них так, чтобы они как можно быстрее скользили по воде. Кому удалось первым прибить игрушку к краю ванны?
Затем попросите ребенка сделать полный вдох через рот, задержать на несколько мгновений дыхание - маленький пескарик затаился под корягой от злой хищной щуки, опустить лицо в воду и сильно выдохнуть прямо в нее через нос и рот - напугали, прогнали щуку.
Многие дети не любят и боятся, когда вода попадает в глазки, поэтому ни за что не хотят погружаться в воду с открытыми глазами. Уговоры и угрозы не помогут. Разбросайте по дну ванны 2-3 игрушки, самые любимые, или, наоборот, абсолютно новые, незнакомые, а потому заманчивые. Предложите ребенку, сидящему или стоящему на четвереньках в ванне, достать их. Сделайте вдох, затаите дыхание, вместе опустите головы в воду, откройте глаза по заранее выбранному сигналу - например, пожатию руки и наперегонки соберите игрушки. Увлеченный игрой, малыш забудет о своих переживаниях и страхах. Только объясните, что во время игры рот открывать нельзя ни в коем случае. Вы можете даже, погрузив под воду лицо, приложить свой палец к его губам. Если ребенок все-таки забылся и хлебнул воды, быстро и спокойно вытащите его из ванны, дайте откашляться, успокойте. Но не стучите по спине и не трясите - это ни к чему и только больше напугает малыша.
Как бы уверенно ребенок ни держался на воде, не оставляйте его без присмотра!
Как только наступит жаркое лето, ребенок может плавать в речке. Лучшее время для этого - утренние часы. Можно отправиться на пляж и после дневного сна. Главное - занятия плаванием не должны нарушать привычный распорядок дня вашего малыша.
Купаться можно не раньше чем через час после еды. Нельзя плавать натощак и перед ночным сном, ведь плавание - прежде всего физическая нагрузка, причем значительная.
Для начала, встав у самой кромки воды, познакомьте ребенка с удивительным подводным миром. В нем тоже идет жизнь: плавают мальки, шевелятся водоросли, играют солнечные блики, а на дне, если вода прозрачна, можно разглядеть красивые ракушки и разноцветные камешки. Взяв малыша за руку, не спеша войдите в воду, обрызгайте ему в лицо, медленно погрузитесь сначала по колено, потом по грудь, по шейку. Но ни в коем случае не толкайте его в воду одного, надеясь, что от испуга он сам поплывет. Единственное, чего вы добьетесь, - отобьете, может быть, навсегда охоту у ребенка плавать, поселите в нем непреодолимый страх и ужас перед водой, неуверенность в себе.
Хорошее подспорье в обучении плаванию надувные игрушки - круги, мячи, пенопластовые доски. Дети бесстрашно входят за ними в воду, держась за них, делают упражнения, с удовольствием играют с ними. Но не стоит ребенку долго пользоваться этими приспособлениями, постоянно плавать с ними: привыкнув, он не приучится к самостоятельности.
Быстрее всего научить ребенка плавать и уверенно держаться на воде вы сможете в игре - это самое естественное для него состояние. Обучающих игр в воде множество. Объясните детям правила самых интересных. Например, поплавки. Сделать вдох, задержав дыхание, присесть под воду, плотно обхватив руками колени. Подтянуть их к груди и наклонить к ним голову. Сгруппироваться и в таком положении всплыть на поверхность.
4-6-летки играют, зайдя в воду по пояс. Дети постарше - по грудь. Все перемещения - только в сторону берега! Если вода достаточно теплая, находиться в ней можно 10-15 минут. Со временем разрешите детям плескаться подольше - до 30-40 минут.
Во время игр покажите ребенку плавательные движения различных стилей. Пусть он повторит их за вами, попытается проплыть хотя бы несколько метров кролем или брассом вам навстречу.
Несколько советов:
- Переохлаждение, которое может наступить из-за слишком длительного пребывания в воде, - очень неприятная и опасная штука. Как только заметили хотя бы один из его признаков - гусиная кожа, озноб, посинение губ, немедленно выведите ребенка на берег, согрейте, насухо растерев махровым полотенцем так, чтобы кожа горела, напоите горячим чаем.
- Если ваш обычно веселый, покладистый, шустрый ребенок вдруг после занятия стал вялым, капризным, у него участились дыхание и сердцебиение - это признаки того, что он переутомился. Нагрузка явно оказалась ему не по силам. Занятия плаванием не бросайте, а сократите их продолжительность, не заставляйте малыша делать упражнения или играть в игры, требующие слишком большого напряжения - эмоционального и физического. Нагрузку увеличивайте постепенно и осторожно.
- Часто бывает так: едва ребенок научился держаться на воде и разучил основные движения, взрослые тут же предоставляют его самому себе. Это очень-очень опасно!
- Не отрываясь следите за детьми с берега во время занятий плаванием, еще лучше, зайдите в воду вместе с ними, страхуя и контролируя их действия.
- Не разрешайте детям садиться друг на друга, толкать под воду, нырять навстречу друг другу. Прежде чем позволить ребенку нырнуть, например, за красивой ракушкой, проверьте, достаточна ли глубина, нет ли на дне острых камней, о которые можно пораниться, густых водорослей и сетей. Увлекаться нырянием нельзя! При частой задержке дыхания мозг плохо снабжается кислородом, и ничего не стоит потерять сознание.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УТОПЛЕНИИ
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Водный простор манит прохладой и тайнами глубин, завораживает своей красотой и загадочностью. И в то же время эта среда крайне опасна и враждебна человеку. Только в Москве и Московской области за купальный сезон вода ежедневно уносит 3-4 человеческие жизни.
По прогнозам Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, в будущем году в России утонет 3,5 тысячи детей. Именно такое число запланированных трагедий повторяется из года в год. За последние пять лет в пределах России на воде погибло более 63 тысяч человек, свыше 14 тысяч из них - дети младше 15 лет.
Запомните! Находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности и будьте готовы оказать помощь попавшему в беду.
ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
Выделяют два этапа оказания помощи при утоплении. Первый - это действия спасателя непосредственно в воде, когда утопающий еще в сознании, предпринимает активные действия и в состоянии самостоятельно держаться на поверхности. В этом случае есть реальная возможность не допустить трагедии и отделаться лишь "легким испугом". Но именно этот вариант представляет наибольшую опасность для спасателя и требует от него прежде всего умения плавать, хорошей физической подготовки и владения специальными приемами подхода к тонущему человеку, а главное - умения освобождаться от "мертвых" захватов.
Запомните! Панический страх утопающего - смертельная опасность для спасателя.
В том случае, когда из воды извлекается уже "бездыханное тело" - пострадавший находится без сознания, а зачастую и без признаков жизни, - у спасателя, как правило, нет проблем с собственной безопасностью, но значительно снижаются шансы на спасение. Если человек пробыл под водой более 5-10 минут, его вряд ли удастся вернуть к жизни. Хотя в каждом конкретном случае исход будет зависеть от времени года, температуры и состава воды, особенностей организма, а главное - от вида утопления и верно выбранной тактики оказания помощи.
Запомните! На успех можно надеяться только при правильном оказании помощи с учетом типа утопления.
ПРИЗНАКИ ИСТИННОГО ("СИНЕГО") УТОПЛЕНИЯ
Этот тип утопления легко определяется по внешнему виду утонувшего - его лицо и шея сине-серого цвета, а изо рта и носа выделяется розоватая пена. Набухшие сосуды шеи подтверждают это предположение. "Синее" утопление наиболее часто встречается у детей и взрослых, не умеющих плавать, у лиц в состоянии алкогольного опьянения и даже у хороших пловцов при разрыве барабанной перепонки, когда они внезапно теряют координацию движений.
Подобным образом тонут те, кто до последней минуты боролся за свою жизнь. Находясь под водой, они продолжали активно двигаться, максимально задерживая дыхание. Это очень быстро приводило к гипоксии мозга и потере сознания. Как только человек терял сознание, вода сразу же в большом количестве начинала поступать в желудок и легкие. Этот объем быстро всасывался и переходил в кровеносное русло, значительно переполняя его разжиженной кровью.
ПРИЧИНЫ СМЕРТИ В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ПОСЛЕ СПАСЕНИЯ
1. ОТЕК ЛЕГКИХ
При утоплении отмечается настолько резкое увеличение объема циркулирующей крови (ГИПЕРВОЛЕМИЯ), что даже сердце спортсмена не в состоянии справиться с ним. Левый желудочек не способен прокачать через себя такое количество разжиженной крови в аорту и буквально захлебывается ее избытком. Это ведет к резкому возрастанию гидродинамического давления в малом круге кровообращения и системе легочных вен.
В альвеолы из кровеносного русла выжимается жидкая часть крови - плазма, которая, попадая в их просвет, моментально вспенивается. Из верхних дыхательных путей выделяется большое количество розоватой пены, которая, заполняя просвет альвеол и воздухоносных путей, прекращает газообмен. Развивается состояние, получившее в медицине название ОТЕК ЛЕГКИХ.
Запомните! Без своевременного оказания экстренной помощи отек легких заканчивается только смертью.
Наиболее достоверным признаком этого грозного состояния является клокочущее дыхание. Это клокотание, хорошо слышимое за несколько шагов, напоминает "пробулькивание" пузырей в кипящей воде. Создается впечатление, будто внутри больного что-то "кипит".
Другой симптом отека легких - частое подкашливание с розоватой пенистой мокротой. В крайне тяжелых случаях пены образуется так много, что она начинает выделяться изо рта и носа.
Тяжесть состояния усугубится еще и тем, что аспирация воды очень быстро приведет к механической асфиксии, которую можно устранить только с удалением воды и пены из дыхательных путей. Но даже в случае успешной реанимации обязательно произойдет образование большого количество АТЕЛЕКТАЗОВ (зон неполного расправления или спадения альвеол, не заполняющихся воздухом). Это обернется резким увеличением степени легочной недостаточности и гипоксии, которая будет сохраняться на протяжении нескольких суток.
2. ОТЕК ГОЛОВНОГО МОЗГА
Глубокая гипоксия мозга и резкое увеличение объема циркулирующей крови вызовут отек головного мозга. Это крайне опасное состояние, как правило, трудно распознать на первых этапах оказания помощи, но коматозное состояние, частые рвотные движения и появление судорог ухудшают прогноз.
3. ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА
Поступление в кровь большого количества воды значительно снизит ее вязкость и изменит электролитный баланс, что спровоцирует грубые нарушения сердечного ритма и внезапную остановку сердца. До полного восстановления электролитного состава крови и ее нормальной вязкости над потерпевшим постоянно висит угроза повторной остановки сердца.
4. ОСТРАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
В ближайшие сутки после спасения пострадавшие чаще всего погибают от острой почечной недостаточности, которая развивается из-за массивного ГЕМОЛИЗА (разрушения) ЭРИТРОЦИТОВ. Из-за чрезмерного разжижения крови и грубого нарушения равновесия между давлением внутри "тарелки" эритроцита и окружающей плазмой он буквально взрывается изнутри. В кровь выбрасывается СВОБОДНЫЙ ГЕМОГЛОБИН, который должен находиться только внутри эритроцитов. Наличие свободного гемоглобина в крови приводит к грубым нарушениям функции почек: их нежнейшие фильтрационные мембраны канальцев легко повреждаются гигантскими молекулами гемоглобина. Развивается почечная недостаточность.
Запомните! В течение 3-5 суток после спасения сохраняется угроза повторной остановки сердца, развития отека легких, мозга и острой почечной недостаточности.
ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИСТИННОМ УТОПЛЕНИИ
Первое, что необходимо сделать, - это перевернуть утонувшего на живот таким образом, чтобы голова оказалась ниже уровня его таза. Ребенка можно положить животом на свое бедро. Не тратьте время на определение зрачкового и роговичного рефлексов, а также на поиск пульса на сонной артерии. Главное как можно скорее ввести пострадавшему два пальца в рот и круговым движением удалить содержимое ротовой полости.
После очищения полости рта резко надавите на корень языка для провоцирования рвотного рефлекса и стимуляции дыхания. Наличие или отсутствие этого рефлекса будет важнейшим тестом для определения дальнейшей тактики.
1. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СОХРАНЕНИИ РВОТНОГО И КАШЛЕВОГО РЕФЛЕКСОВ
Если после надавливания на корень языка вы услышали характерный звук "Э" и вслед за этим последовали рвотные движения; если в выливающейся изо рта воде вы увидели остатки съеденной пищи, то перед вами живой человек с сохраненным рвотным рефлексом. Бесспорным доказательством этого будут сокращение межреберных промежутков и появление кашля.
Запомните! В случае появления рвотного рефлекса и кашля главная задача - как можно скорее и тщательнее удалить ВОДУ из легких и желудка. Это позволит избежать многих грозных осложнений.
Для этого следует в течение 5-10 минут периодически с силой надавливать на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет выделяться вода. (Не забывайте, что эта процедура проводится в положение утонувшего лицом вниз.)
Для лучшего отхождения воды из легких можно пошлепать ладонями по спине, а также во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сжать с боков грудную клетку. После удаления воды из верхних дыхательных путей, легких и желудка уложите потерпевшего на бок и постарайтесь вызвать "Скорую помощь".
Запомните! Даже при удовлетворительном самочувствии пострадавшего его следует переносить на носилках. Каким бы благополучным ни казалось его состояние, как бы ни уговаривали родственники отпустить его домой, вы обязаны настоять на вызове бригады "Скорой помощи" и госпитализации. Только через 3-5 суток можно быть уверенным, что его жизни больше ничего не угрожает.
До прибытия врачей ни на секунду не оставляйте утонувшего без внимания: каждую минуту может произойти внезапная остановка сердца.
Запомните! Правильно проведенный первый этап неотложных мероприятий позволит предотвратить развитие многих грозных осложнений.
2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЖИЗНИ
Если при надавливании на корень языка рвотный рефлекс так и не появился, а в вытекающей изо рта жидкости вы не увидели остатков съеденной пищи; если нет ни кашля, ни дыхательных движений, то ни в коем случае нельзя терять времени на дальнейшее извлечение воды из утонувшего, а сразу переверните на спину, посмотрите реакцию зрачков на свет и проверьте пульсацию на сонной артерии. При их отсутствии немедленно приступите к сердечно-легочной реанимации.
Запомните! При отсутствии признаков жизни недопустимо тратить время на полное удаление воды из дыхательных путей и желудка.
Но так как проведение реанимационных манипуляций утонувшему невозможно без периодического удаления воды, пенистых образований и слизи из верхних дыхательных путей, то через каждые 3-4 минуты придется прерывать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца, быстро переворачивать пострадавшего на живот и с помощью салфетки удалять содержимое полости рта и носа. (Эту задачу значительно упростит использование резинового баллончика, с помощью которого можно быстро отсасывать выделения из верхних дыхательных путей.)
Помните! При утоплении реанимация проводится в течение 30-40 минут даже при отсутствии признаков ее эффективности.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСЛЕ ОЖИВЛЕНИЯ
Даже когда у утонувшего появилось сердцебиение и самостоятельное дыхание, к нему вернулось сознание, не впадайте в эйфорию, которая так быстро охватывает окружающих. Был сделан лишь первый шаг в целом комплексе мероприятий, необходимых для сохранения его жизни. Для предупреждения большей части осложнений необходимо сразу же после восстановления самостоятельного дыхания и сердцебиения вновь повернуть спасенного на живот и постараться более тщательно удалить воду.
Все, о чем будет сказано ниже, относится к действиям специалистов-медиков и может показаться необязательным для непрофессионала. Но если у вас есть желание иметь хотя бы малейшее представление о дальнейших проблемах спасения утонувшего, понять причины неудач медицинских бригад и избавиться от иллюзий непосвященных, а главное - проявить инициативу в спасении и при этом не сделать непростительных ошибок рекомендую внимательно ознакомиться с последующим комплексом мер.
1. КОМПЛЕКС МЕДИЦИНСКИХ МЕР В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ ПОСЛЕ СПАСЕНИЯ
Для устранения гипоксии следует как можно быстрее приступить к ОКСИГЕНОТЕРАПИИ - вдыханию кислорода или его смеси с воздухом с помощью портативных кислородных аппаратов (на месте происшествия их функцию с успехом заменит кислородная подушка).
Для уменьшения увеличенного объема циркулирующей крови произвести ДЕГИДРАТАЦИЮ - ВЫВЕДЕНИЕ ЖИДКОСТИ ИЗ ОРГАНИЗМА. Пострадавшему внутривенно вводят большие дозы сильнодействующих мочегонных средств (ЛАЗИКС, МОЧЕВИНУ. МАННИТОЛ или ГЛЮКОЗУ).
Для снижения вероятности развития отека головного мозга внутримышечно вводят 10 мл 25%-ной СЕРНОКИСЛОЙ МАГНЕЗИИ.
Для стимуляции дыхательного центра и быстрой нормализации уровня артериального давления назначается подкожное введение растворов КАРДИАМИНА И КОФЕИНА.
Если пострадавший перенес состояние клинической смерти, то к указанной терапии потребуется добавить внутривенное капельное введение ощелачивающих растворов: раствора СОДЫ или ТРИСАМИНА.
2. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ОТЕКЕ ЛЕГКИХ
При появлении признаков отека легких пострадавшего необходимо немедленно усадить или придать его телу положение с приподнятым головным концом, наложить на бедра жгуты, а затем наладить вдыхание кислорода из кислородной подушки через пары спирта.
Эти вполне доступные манипуляции могут оказать эффект в купировании отека легких. Придав возвышенное положение головному концу или усадив пациента, вы добьетесь того, что большая часть крови будет депонироваться в нижних конечностях, кишечнике, малом тазу. Лишь одно это простейшее мероприятие может не только облегчить его состояние, но и полностью устранить отек легких.
Запомните! Первое, что необходимо сделать при клокочущем дыхании и появлении пенистых выделений из дыхательных путей, - как можно быстрее усадить пациента или приподнять его головной конец.
Жгуты на бедрах позволят произвести так называемое "бескровное кровопускание". Для большей эффективности этого метода желательно к стопам приложить теплую грелку или опустить их в теплую воду и только после этого на верхнюю треть бедер наложить жгуты. Под действием горячей воды кровь устремится в нижние конечности, а наложенные жгуты воспрепятствуют ее возвращению. (Жгуты на бедрах не смогут пережать артерии, но затруднят венозный отток: кровь окажется в ловушке.)
Запомните! Жгуты накладываются не более чем на 40 минут и снимаются с правой и левой ног поочередно с интервалом 15-20 минут.
Вдыхание кислорода через пары спирта (для этого достаточно вложить кусочек ваты со спиртом в маску на уровне нижней губы) - одно из самых эффективных средств борьбы с пенообразованием при отеке легких. Пары спирта значительно уменьшают поверхностное натяжение оболочки микроскопических пузырьков, из которых состоит образующаяся в альвеолах пена.
Уничтожение оболочек пузырей и воспрепятствие образованию новых превратит весь объем вспенившейся массы в небольшое количество мокроты, которая легко удалится с кашлем, резиновым баллоном или специальным аппаратом для отсасывания жидкости из дыхательных путей - вакуумэкстрактором.
Запомните! Пеногашение ни в коем случае нельзя считать единственным и главным способом в борьбе с отеком легких. Он хоть и является очень эффективным, но по своей сути устраняет лишь следствия, а не причину опасного для жизни состояния.
3. ПРАВИЛА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Запомните! Нельзя ни на мгновение спускать с пациента глаз: в любую минуту может возникнуть повторная остановка сердца и дыхания, развиться отек легких или головного мозга.
К сожалению, львиная доля несчастных случаев на воде происходит в таких местах, откуда вызвать "Скорую помощь" очень трудно. И вот тогда перед вами возникает целый круг трудноразрешимых задач, справиться с которыми подчас сложно даже профессионалу. Поэтому мой долг - попытаться предостеречь вас от тех грубых тактических ошибок, которые уже невозможно будет исправить.
Прежде чем решиться на транспортировку спасенного на случайном транспорте, представьте такую ситуацию: по пути в больницу где-нибудь на заброшенной дороге у пострадавшего вдруг остановилось сердце. Даже если вы успеете вовремя среагировать и быстро вытащить его с заднего сидения, уложить на спину и приступить к сердечно-легочной реанимации, то что вы будете делать, когда ее эффективность будет очевидной, но самостоятельного сердцебиения так и не появится? Ждать случайного прохожего или возницу на телеге, которые появляются в этой глуши не чаще двух раз в неделю? Спасенный вами однажды на этот раз обречен!
Запомните! Чтобы не стать заложником преступной инициативности, не пытайтесь самостоятельно перевозить пострадавшего, когда есть хоть малейшая возможность вызвать спасательную службу.
Только в тех ситуациях, когда несчастный случай произошел вдали от населенных пунктов и оживленных автострад, вам придется транспортировать утонувшего на случайно подвернувшемся транспорте. В этом случае предпочтение следует отдать автобусу или крытому грузовику, в которых можно расположить спасенного на полу и взять с собой двух-трех сопровождающих, чья помощь может потребоваться в любую минуту.
"БЛЕДНОЕ" УТОПЛЕНИЕ
Этот тип утопления встречается в случаях, когда вода не попала в легкие и желудок. Подобное происходит при утоплении в очень холодной или хлорированной воде. В этих случаях раздражающее действие ледяной воды в проруби или сильно хлорированной в бассейне вызывает рефлекторный спазм голосовой щели, что препятствует ее проникновению в легкие.
К тому же неожиданный контакт с холодной водой часто приводит к рефлекторной остановке сердца. В каждом из этих случаев развивается состояние клинической смерти. Кожные покровы приобретают бледно-серый цвет, без выраженного цианоза (посинения). Отсюда и название такого типа утопления.
Характер пенистых выделений из дыхательных путей будет так же заметно отличаться от обильного ценообразования при истинном "синем" утоплении. "Бледное" утопление очень редко сопровождается выделением пены. Если и появляется небольшое количество "пушистой" пены, то после ее удаления на коже или салфетке не остается влажных следов. Такую пену называют "сухой".
Появление подобной пены объясняется тем, что то небольшое количество воды, которое попадает в ротовую полость и гортань до уровня голосовой щели, при контакте с муцином слюны образует пушистую воздушную массу. Эти выделения легко снимаются салфеткой и не препятствуют прохождению воздуха. Поэтому нет необходимости заботиться об их полном удалении.
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ "БЛЕДНОМ" УТОПЛЕНИИ
При "бледном" утоплении нет необходимости удалять воду из дыхательных путей и желудка. Более того, недопустимо тратить на это время. Сразу же после извлечения тела из воды и установления признаков клинической смерти приступите к проведению сердечно-легочной реанимации. Решающим фактором спасения в холодное время года будет не столько время пребывания под водой, сколько запоздание с началом оказания помощи на берегу.
Парадокс оживления после утопления в холодной воде объясняется тем, что человек в состоянии клинической смерти оказывается в такой глубокой гипотермии (понижении температуры), о которой могут мечтать только фантасты в романах о "замороженных". В головном мозге, как, впрочем, и во всем организме, погруженном в ледяную воду, практически полностью прекращаются процессы метаболизма. Низкая температура среды значительно отодвигает срок наступления биологической смерти. Если вы прочитаете в газете, что удалось спасти мальчика, который упал в прорубь и находился подо льдом более часа, - это не вымысел журналиста.
Запомните! При утоплении в холодной воде есть все основания рассчитывать на спасение даже в случае длительного пребывания под водой.
Более того, при успешной реанимации можно надеяться на благоприятное течение постреанимационного периода, который, как правило, не сопровождается такими грозными осложнениями, как отек легких и головного мозга, почечная недостаточность и повторная остановка сердца, характерные для истинного утопления.
После извлечения утонувшего из проруби недопустимо терять время на перенос его в теплое помещение, чтобы уже o там начать оказание экстренной помощи. Нелепость такого поступка более чем очевидна: все-таки сначала необходимо оживить, человека, а уже затем заботиться о профилактике простудных заболеваний.
Когда для проведения непрямого массажа сердца потребуется освободить грудную клетку, пусть вас не останавливают даже лютый мороз и оледенение одежды. Особенно это касается детей: их грудина, имеющая хрящевую основу, при проведении реанимации легко травмируется даже обычными пуговицами.
Только после появления признаков жизни пострадавше-го нужно перенести в тепло и уже там проводить общее согревание и растирание. Затем его следует переодеть в сухую одежду или укутать в теплое одеяло. Спасенный будет нуждаться в обильном теплом питье и капельном введении подогретых плазмозамещающих жидкостей.
Запомните! После любого случая утопления пострадавшего необходимо госпитализировать независимо от его состояния и самочувствия.
Нечто интересное
"Меня интересует вот что. Я слышал, что доврачебную помощь могут оказывать только люди, прошедшие специальные курсы. Непрофессиональная помощь может оказаться опасной для пострадавшего. Правда ли это?"
Ромик
Особенность критических ситуаций заключается в том, что отсутствие первой помощи ровно как и оказание неправильной помощи в большинстве случаев приводит к смерти пострадавшего.
Первая помощь представляет собой простейшие целесообразные мероприятия для спасения здоровья и жизни пострадавшего. Само собой разумеющейся обязанностью каждого человека является оказание им, в соответствии с его возможностями, такой помощи, которая бы способствовала быстрейшему выздоровлению пострадавшего от травмы или внезапно заболевшего.
Конечно, надо знать необходимый минимум, чтобы оказать правильную первую помощь. Оказание неправильной первой помощи может не принести никаких результатов. Но любой человек, оказавшийся в ситуации, когда более квалифицированную помощь оказать никто не может, должен сделать все возможное, применить все свои навыки, дабы сохранить жизнь пострадавшего
источник: