КОНЦЕПЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИИ
В уставе ВОЗ здоровье определяется как <состояние полного телесного, душевного и социального благополучия>, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Несмотря на то, что данное определение не может считаться достаточно научным, оно ясно показывает, что здоровье человека является сложным (многоуровневым) состоянием. И следовательно, его надо рассматривать с позиции структурного анализа.
На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается (возникает болезнь), если нарушение гомеостаза носит стойкий характер (В.М. Дильман, 1987). Отсюда вытекает первый основополагающий принцип валеологии - принцип сохранения здоровья. Его основу составляет гомеостаз.
Стремление к внутреннему постоянству - важнейший валеологический механизм организма. Но организм человека, как известно, на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешанности с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому жизнедеятельность (а значит, и здоровье) человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. В этой связи следует заметить, что приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. И если "плата за адаптацию" выходит за пределы его резервных возможностей, появляется опасность возникновения болезни (И.В. Давыдовский, 1962; Н.М. Амосов, 1979; В.П.Казначеев, 1980, 1983; и др.).
Говоря точнее, переход от здоровья к болезни связан с действием интенсивных раздражителей. Они вызывают в организме реакции "патологического стресса"(по И.А. Аршавскому, 1982), характеризующиеся ломкой гомеостаза, постепенно усиливающимися катаболическими процессами (истощением энергетических резервов) на всем протяжении развития адаптационного синдрома (по Г. Селье, 1979) и образованием так называемого третьего состояния (по И.И. Брехману, 1990), то есть состояния, близкому к хроническому заболеванию. Такой механизм перехода от здоровья к болезни подтверждается результатами массовых профилактических обследований населения(В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1980):
Из приведенных материалов вытекает вывод о необходимости поддержания в организме необходимого (оптимального) резерва адаптационных возможностей. Следовательно, налицо опять-таки превентивный подход к здоровью, который валеологическую работу, в лучшем случае, сводит к первичной профилактике (предупреждению болезней).
Ни сколько не умаляя значения профилактических мероприятий, многие авторы (И.И. Брехман, 1990; Н.М. Амосов, 1979; И.А. Аршавский, 1993; Г.Л. Апанасенко, 1992; В.В. Колбанов, 1995) и другие вполне обосновано отмечают, что теоретический фундамент валеологии все же не может быть построен только на превентивной идее. Тем более, что в организме человека заложен и другой (здравосозидающий) механизм. Его основу составляют также адаптивные реакции. Но направлены они не на сохранение функциональных возможностей организма, а на его морфофизиологическое преобразование, в результате которого повышаются адаптационные ресурсы, а значит, растут резервы здоровья.
Повышение адаптивных резервов, по данным И.А.Аршавского (1993), характеризуется трехфазностью протекания. Первая фаза - анаболическая. На этой фазе организм мобилизует дополнительные энергетические ресурсы. Вторая фаза характеризуется переходом на новый, более высокий уровень энергетических затрат, во время которой уже по ходу деятельности начинается индукция постепенного избыточного накопления энергетических резервов. В третьей фазе тенденция роста энергопотенциала (негэнтропии) заметно усиливается, в результате чего в организме повышается запас "свободной энергии" (по Э.С. Бауэру, 1935).
Следовательно, в организме наряду с механизмом сохранения здоровья существует механизм, обеспечивающий его накопление или наращивание. Отсюда вытекает другой основополагающий принцип валеологии - принцип увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья).
В рамках психического благополучия человека также актуальными являются принципы сохранения здоровья и повышения его резервов. Первый из них проявляется в стремлении человека поддерживать психическое равновесие своего организма со средой путем ограждения себя от эмоциональных и информационных перегрузок, а второй - в повышении психической устойчивости (адаптивности) к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.
Социальное благополучие (как компонент здоровья) также принято рассматривать (по аналогии с соматическим и психическим здоровьем) в аспекте адаптации (приспособления к условиям общественной жизни). В этом случае сформулированные выше принципы валеологии находят свое отражение в соответствующих социальных механизмах. Так, принцип "сохранения здоровья" проявляется в механизмах социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности (медицинскую помощь, социальное обеспечение и т. д.) (А.И. Яшин, 1991). А принцин "повышения резервов здоровья", по-видимому, надо связывать с правами граждан на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и их воплощение в действительность (А.Я. Иванюшкин, 1982; С.М. Громбах, 1988).
Эффективность механизмов сохранения и повышения резервов здоровья зависит от многих факторов. Но определяющую роль среди них, по мнению И.И. Брехмана (1990), Н.М. Амосова (1979), В. Леви (1982) и других авторитетов в области валеологии, играет нравственность (культурность) самого человека, основной характеристикой которой (в рамках поставленной проблемы) является его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Валеологическое отношение к себе и другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И.И. Брехмана (1995), состоит в "обучении здоровью с самого раннего возраста". Педагогика здоровья - относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. И здесь важно отметить, что здоровье детей, подростков, юношей и девушек в процессе их развития, созревания и взросления не только способно сохраняться или наращиваться, но определенным образом строится и перестраивается. Поэтому в рамках валеологии детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья. Отсюда, соответственно, вытекает еще один принцип валеологии - принцип формирования здоровья. Разумеется, данный принцип не следует рассматривать только в аспекте обучения управлению собственным здоровьем (точнее - валеологического образования). По нашему мнению, он имеет общепедагогическое значение. Иначе говоря, его соблюдение должно обеспечивать формирование основных компонентов здоровья детей, подростков, юношей и девушек на протяжении всей их образовательной деятельности.
|